История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Даже Лени Рифеншталь черпала отсюда вдохновение  

Греческая АРКАДИЯ   —  рай на Пелопоннесе

В перекрестный Год Греции — России  мне довелось побывать в этой благословенной Богом стране, хотя кто-то скажет —  и богами тоже, и прежде всего. И во первых строках хочется рассказать о едва ли не самой знаменитой  части её – о полуострове Пелопоннес. И особенно – о «счастливой стране», как называли её в разные времена, что расположена в самом центре Пелопоннеса, об Аркадии.

Аркадия сегодня – это такой ном в Греции, что-то между областью и районом, в периферии (округе) Пелопоннес, административный центр которого город Триполи. Это очень живописная область, где увидите и горные цепи, и долины. Она хорошо известна миру ещё по античной литературе, как поэтический образ идеальной страны, счастливой жизни. Здесь даже некогда был построен город Мегалополис — Великий город, судьба которого, правда, оказалась скромнее.

По тем временам её населяли беззаботные пастухи   и пастушки с патриархальной простотой нравов. Это известно миру и по европейской пасторальной живописи XVI – XVIII веков, прежде всего по знаменитым полотнам Пуссена, давшего миру понятие «пасторальная живопись». Тема эта звучит и в любимой нашими кинозрителями цитате из фильма «Соломенная шляпка», где эксцентричный персонаж Михаила Козакова  восторженно описывает пасторальный сюжет: «… А на лугу коровки, коровки, и пастушок такой молоденький-молоденький!».

Можно вспомнить и «Et in Arcadia ego» — известное латинское изречение, что по-русски примерно как «И в Аркадии я есть». Ведь и латиняне были здесь какое-то время, и сам римский император Адриан.  Аркадией назвали самое  райское место на берегу Черного моря одесситы. И даже русский поэт К.Н.Батюшков «отметился» по Аркадии:

Подруги милые! В беспечности игривой

Под  плясовой напев вы  резвитесь в лугах

И я, как вы, жила в Аркадии счастливой;
И я, на утре дней, в сих рощах и лугах
Минуты радости вкусила.

И тут время сказать о художнике Никосе Флоросе,   которого выпестовала эта прекрасная земля, жителе Триполи, патриоте Аркадии, обожающем её пейзажи, культурные и археологические памятники, историю. Кстати, греки, пришедшие  в своё время в Северную Африку, назвали местный древний город по-своему – Триполи, это         который ныне известен, как столица Ливии.  В греческом Триполи есть памятник национальному герою полководцу Колокотронису, победившему турок.

Именно Никос и помог познакомиться журналистам из Петербурга, кстати, по-гречески именуемого Петрополис (а не по-немецки), с этим замечательным краем.

Но пора и представить Никоса Флороса. Никос –   прекрасный художник и скульптор, и большой русофил, который хорошо знаком с русской литературой, культурой, историей. И это находит отражение в его действительно уникальных выставках, которые он уже дважды проводил в Петербурге. И не где-нибудь, а в Исаакиевском соборе. А ведь директор этого знаменитого на весь мир храма-музея Николай Буров очень трепетно относится к тому, что может быть выставлено в нем, что вообще происходит здесь весьма редко.  История выставок здесь совсем ещё скромная.

Летом в Исаакиевском соборе прошла выставка  Никоса Флороса «Имперская Россия». А вообще это уже третья его выставка  в России, и вторая в Исаакии.

Экспозиция  посвящена последней императорской семье Романовых и представляет собой 7 портретов царской семьи (Николай ΙΙ, императрица Александра и их дети), выполненных в уникальной авторской технике Флороса. Портреты членов царской семьи созданы их цветного алюминия, который порой, как говорит сам автор, он собирал как цветной лом, просто ходя по городу.

Представлены также 7 скульптур, созданных в художественной стилистике яиц Фаберже, воплощающих таким образом сердца убиенных Романовых. Как известно, искусство ювелира Фаберже было тесно связано с Домом Романовых.

— Очень важным и ответственным для себя   считаю участвовать в объединении наших культур, — сказал на церемонии открытия выставки Никос Флорос. – А в Год Греции-России я чувствую себя ещё и дипломатом от искусства. Нас объединяет общая православная вера, у нас общность душ. И это нас  единит больше, чем множество других народов. Романовы, вся семья Николая II,  обладали глубочайшей верой и огромной любовью, и создать работы, посвященные таким личностям, это огромный вызов для меня, тем более, что эти удивительные  люди  стали святыми.

В январе намечена выставка Флороса в Москве, в знаменитом музее-заповеднике  «Царицино». А вскоре он планирует выставку в Петербурге, посвященную А.Ахматовой.

В Аркадии на склонах горных хребтов разбросаны идиллические  деревушки с традиционной архитектурой из камня   и монастыри, что тоже ныне всё более привлекают туристов и паломников по святым местам родины православия.   Монастыри здесь воспринимаются по-особенному, как обитель самоотречения, святилище покоя и дум. Вы здесь можете прочувствовать всё тепло гостеприимства и отведать традиционное местное угощение. Здесь простота жизни вам представляется благородной и просветленной.

Никос привел нас в удивительный дом,   наполненный красотой, добротой, душевным гостеприимством, который трудно встретить в отелях. Но это отель. Это расположенный в деревушке Капса, в 10 км от Триполи, целый отельный комплекс класса люкс, названный по имени его хозяина-основателя и архитектора  Никоса Калтезиоти.

Вот  что рассказывает его супруга, управляющий отеля Марьяна Калтезиоти.

Первый отель здесь построили ещё дед и бабка Никоса Калтезиоти. А сейчас это совершенно обновленный и расстроившийся отель, к которому присоединился комплекс из 6 домиков-шале. И сегодня это пятизвездный отель, который входит в десятку лучших в Греции, и куда порой ездят  и политики, министры, артисты, и даже знаменитый Демис Руссос, который написал здесь песню «Моя любимая Аркадия». Сюда даже приезжают тренироваться футбольные команды, например, израильский «Маккаби». И

чего бы сюда не поехать «Зениту», который любит базироваться по заграницам, но тут ему явно обошлось бы всё дешевле.

— Любим гостей из России, которых считаем   очень образованными, умными, при этом душевными, и к тому дорожим ими как братьями по вере, — говорит госпожа Калтезиоти. – Правда, русских пока мало у нас, в основном гости из США, Западной Европы. Русские мало знают про это место в центре Пелопоннеса, хотя ведь тут до афинского аэропорта всего час езды на автомобиле, а до моря – полчаса. И у нас имеется прокат автомобилей. Но существуют здесь и рейсовые автобусы.

— Пелопоннес – это Греция особенная, тут и множество культурных, археологических памятников, и  море, — утверждает очень прочувствованно Никос Флорос. — А Аркадия – центр этой особенной Греции.

 

Художник показал нам некоторую часть прелестей Аркадии.

Город Тегеа знаменит своим храмом Успения Богоматери, который построен на фундаменте античного театра, на котором также некогда находился и храм Афины Алей. Первый раз здесь службы по православному обряду прошли в 1200 году, потом пришли турки и разрушили храм. Это большая беда для всей Греции – родины православия —  аж на полтысячелетия. Лишь в 1888 году здесь возродились службы, после того, как построили храм на месте археологических раскопок. И тогда некоторые найденные фрагменты старого христианского храма были вмонтированы в стены нового.

Из этих мест в античные времена двинулись на юг Аппенинского полуострова, на Сицилию первые  греки. А позже, и прежде всего в эти края,  распространилась уже Римская империя.

Довелось нам оказаться в Тегеа и в достопримечательном парке, в котором есть памятные места, связанные с тем, что здесь в 1934 году прошло заседание МОК и всяких меценатов, которое приняло под Берлинскую Олимпиаду 1936 года решение, что отныне будет зажигаться  Олимпийский огонь, и  именно здесь. И отсюда огонь будет доставлен на Олимпийский стадион в Берлин. Тогда это придумали Гитлер вместе с режиссером и «пиарщиком» Олимпиады Лени Рифеншталь. Это потом уже  было решено   зажигать факел в Олимпии, что происходит и поныне. Тегеа имела агору, мраморный театр (175 г. до н.э.) и стадион, где проводились спортивные состязания.

 

В Тегеа  находилась в античные времена и одна из храмовых лечебниц врачевателя Асклепия (Эскулапа).

Мантинея, названная Гомером «приятная Мантинея», находится в замечательной горной долине, где любил обитать бог Пан, подаривший миру панфлейту. Здесь можно увидеть несколько сохранившихся ярусов античного театра и даже выступить на его сцене.

Производит впечатление, пожалуй, самая необычная в Греции византийская церковь – современный храм Айия Фотини, реконструированный на основе некогда существовавшего античного храма. В 1970-е гг. ее построил   американский архитектор греческого происхождения.

Но комиссия, принимавшая храм, его забраковала, ввиду неприемлемого соединения внутри него христианского и языческого, с архитектором расстались, были произведены  некоторые переделки. Но всё равно он оставляет в смысле религиозного чувства странное впечатление. В нем вроде бы проходят и службы, но может быть подобно  тому, как это осуществляется в церкви Ванги на её родине в Болгарии. Зато в Мантинее, в её очень выразительном пространстве с недавних пор проходят фестивали.

В этой долине вдруг набредете и на руины античного театра

А недалеко от описанного выше отеля  находится одна из красивейших пещер Греции, в которой их вообще немало. Здесь создана замечательная подсветка, представляющая нам фантастические образы, проходят экскурсии.

В заключение можно сказать, что именно в этих краях вы и почувствуете тот самый «аркадийский идеал», образ жизни с ностальгической созерцательностью. Этот идеал здесь основан на идее взаимной любви, сотрудничества и благожелательности жителей. 

 

Павел Яблонский, Наталия Кулик

Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.