История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Литовское кино: что дальше?  

Советское кино было чрезвычайно богатым, потому что вбирало в себя целую палитру национальных кинематографий. Без сомнения, самые интересные фильмы снимались в Грузии и Литве. Сегодня, после длительного 20-летнего перерыва, петербургские кинозрители, наконец, имели возможность получить более полное представление о том, что происходит в литовском кино - благодаря фестивалю, прошедшему в киноцентре "Родина".
              Открылся показ фильмом 1990 года "Дети из отеля"Америка" - как раз с того
момента, когда наше знакомство с литовским кино так резко прервалось. По духу - это
"перестроечное" кино. И хотя режиссер Раймундас Банионис отнес действие к 1972 году,
своим юношеским воспоминаниям, фильм пропитан ожиданием перемен, надеждами на
скорое светлое будущее в независимой стране. Картина стала для литовского кино не
менее знаковой, чем лента Юриса Подниекса "Легко ли быть молодым?" для всего совет-
ского кино того периода. Недаром свой фильм Банионис заканчивает символической сце-
ной взламывания асфальта непослушной речкой, о существовании которой пытались забыть.
Такой случай действительно произошел в Каунасе, как уверял режиссер, но хотел он этого
или нет, эти кадры слишком явно рифмуются со знаменитой сценой ледохода в чухраевском
"Чистом небе", ставшей кинематографическим образом хрущевской "оттепели".
                Режиссер среднего поколения Гитис Лукшас также начинал еще в советском кино,
но, похоже, он последний из тех, кто продолжает работать до сих пор. Его последний фильм,
 вышедший в прошлом году, - экранизация романа Р.Гранаускаса "Омут". Это принципиально
традиционная, отчаянно черно-белая картина( на сегодня это редкий, отличительный знак автор-
ского кино; достаточно вспомнить фильмы прошлого года - "Белая лента" М.Ханеке, "Тетро" Ф.
Копполы) с типичным для литовского кино пристальным вниманием к проблемам межличностных
отношений. Причем в центре исследования - отнюдь не герои, но обычные люди: каждый достоин
попасть в сферу интересов художника. Это аналитическая линия литовского кино, памятная,скажем,
по фильмам А.Грикявичюса ("Чувства", "Аве вита","Садуто-туто"). И тогда, и сейчас, авторов менее
всего заботили особенности общественно-политической формации, в которой действовали персонажи
(что и вызывало подозрительность советских цензоров, и, как следствие - крайне ограниченный прокат).
Все беды и радости жизни литовские мастера кино искали прежде всего в самом человеке, его внутрен-
нем мире, особенностях национального характера.Правда, в те времена режиссер скорее бы поставил
точку на смерти отчаявшегося героя, прыгнувшего с моста в омут, но теперь, сделав отточие, он пред-
лагает и второй финал, оставляющий надежду...
              Шарунас Бартас, единственный современный литовский режиссер, хорошо известный не только
на Западе, но и в России.И хотя его фильмов в нашем прокате никогда не было, они так или иначе попа-
дали на наши экраны - преимущественно через разные фестивали. На этот раз были показаны две его
работы( на мой взгляд - лучшие) - "Три дня" и "Дом". О творчестве этого выдающегося кинохудожника
нужно писать особо (как и о программе документальных фильмов). Здесь же отмечу только, что все его,
казалось бы, космополитические притчи проистекают из той же сугубо литовской ментальности, националь-
ных особенностей, сосредоточении прежде всего на внутреннем мире человека. Что же касается порази-
тельной емкости и разнообразия художественных образов, возникающих на экране, то они восходят скорее
не к истории кино, но к традициям Чюрлениса, художника и композитора. В этом смысле очень ценно приз-
нание Бартаса, что некоторые образы рождались у него под музыку, а не наоборот. Что, по-моему, и обус-
ловило их несомненную силу и красоту.
             Последнее поколение литовских кинематографистов было представлено дебютом вчерашней студен-
тки Кристины Буожите "Коллекционерша", высоко оцененной как в самой республике, так и на фестивале в
Анапе. К традиционной тематике исследования внутреннего мира современного человека здесь прибавля-
ется еще и отчетливый феминистский оттенок, что вводит фильм в модное русло нынешнего европейского
кинематографа. Это свободный выбор режиссера, однако из этого фильма трудно понять, чем живет Литва
сегодня. К примеру, было бы интересно проследить как сложилась судьба героев из "отеля "Америка" -
спустя 20 лет независимости. Не устану повторять строчки из записных книжек Ильи Ильфа:"В фантастичес-
ких романах главное - это было радио.При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья
 нет..." Раймундас Банионис, к которому я обратился, отвечал, что не взялся бы за такую сложную задачу,
поведав лишь о разной, подчас нелегкой, судьбе исполнителей ролей своего фильма. На мой взгляд, литов-
ское кино нуждается в таком знаковом фильме, раскрывающим идеалы, интересы и устремления нового
поколения. И кроме аналитической традиции - хорошо бы вспомнить и поэтическую линию кинематографа,
связанную прежде всего с именами А.Жебрюнаса и А.Араминаса. Именно на этом направлении поисков,
думается, литовское кино может достигнуть новых высот.

          Владимир Кузьмин
          директор Петербургской Федерации Кинопрессы


Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.