История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Кино как форум  

С 10 по 15 июля в СПб прошел 2-й Международный Кинофорум. Если в прошлом году он был целиком посвящен военной теме в связи с 65-летием Победы, то в нынешнем он приобрел черты, претендующие на дальнейшее развитие и поиск своего места во все расширяющемся фестивальном движении. Попробуем отметить плюсы и минусы нынешнего смотра.

Самое бесспорное достижение - работа Молодежного Киногорода "Метрополис" как уникальный опыт поиска художественно одаренных молодых людей, получающих при этом неоценимый урок соприкосновения с большим кино и его творцами. В каких-то формах этот опыт стоит продолжить и впредь - и, конечно, работы,отмеченные премиями, нужно показывать зрителям.
Две конкурсные программы были составлены из весьма достойных фильмов, во всяком случае, провальных работ, какие случаются даже на больших смотрах, здесь не было. Вопросы вызывают лишь российские участники - "Охотник", не отмеченный на международных фестивалях, и "Печорин", как работа сомнительной новизны. Вообще "новые территории" - весьма точное определение поисков новой киновыразительности, чего не скажешь о "best of the best", т.к. это далеко не всегда "лучшее из лучшего". Проще было бы назвать по-русски - "сливки". Отрадно, что оба жюри, несмотря на излишнюю многочисленность, приняли верное решение, наградив действительно лучшие фильмы конкурсов - "Надер и Симин:развод" и "Черная кровь".
Гораздо больше вопросов вызывает неконкурсная программа Кинофорума. Она включила девять самостоятельных проектов, что явно много для пяти дней смотра. Это привело к известной поверхностности программ и распылению внимания зрителей. Думается, полезнее было бы оставить 3-4 проекта, расширив и углубив их содержание. Ретроспективы также можно было сократить вдвое, оставив одного классика и одного нового автора, а именно Наоми Кавасе, фильмы и личность которой оказались на обочине смотра - вместо того, чтобы быть в центре. Судя же по всему зритель прошел мимо этого достойнейшего автора, дезоорентированный к тому же работами невнятного Дени Коте, место которого - на небольших европейских фестивалях. Заслугой Кинофорума, несомненно, стала демонстрация грандиозной работы А.Сокурова "Ленинградская ретроспектива", однако условия ее показа в маленьком душном зале оставляли желать лучшего. Вообще смотр выявил неподготовленность и скудость наших кинозалов в центре города для проведения просмотров такого уровня. Объявленный же проект Дворца Искусств на Васильевском острове - явная утопия, так как это самый проблематичный в транспортном отношении район старого города. 
Больше всего вопросов вызывает сам "форум" как "платформа для решения важнейших вопросов современной жизни". Конечно, это самая трудная часть смотра, требующая большой подготовительной работы. Пресс-конференции, мастер-классы - дело обычное для всех фестивалей, и тут трудно, да и не нужно искать какие-то новые формы. Другое дело - "круглые столы", когда поставлена определенная проблема, требующая какого-то разрешения. Если рассматривать их как простой обмен мнениями, никого ни к чему не обязывающий, как это часто и происходит, то это незамысловатое и малопродуктивное занятие. Если же подвести "круглый стол" к определенному итогу и закрепить его некоей декларацией намерений, то тогда такая дискуссия весьма перспективна( об одном из "круглых столов" Кинофорума - в следующей публикации). 
Под конец - о "мелочах", также вызывающих вопросы. На одной из пресс-конференций А.Плахов говорил о том, что петербургский кинофорум должен отличаться особой атмосферой. И это верно. Как верно и то ,что кинофорум должен носить черты петербургской культуры и петербургского стиля, в основе которого - строгость и изысканная простота. И тогда возникают вопросы. Стоит ли нашему смотру копировать "красные дорожки" разных фестивалей? Нужно ли выписывать из Москвы "народных артистов", чтобы они по бумажке читали дежурные слова? Если поет А.Нетребко, то это можно понять, но какой стиль представлял здесь Ф.Киркоров? Не следует ли подумать о соответствии петербургскому стилю и дизайна печатной продукции( по содержанию вполне убедительной) - об этих ядовитых цветах на шашечных обложках? Если думать о зрителях, то почему не начинать смотр в четверг или пятницу, чтобы у всех желающих были полные два выходных дня для просмотров? И не стоит ли отказаться от бесплатных сеансов, чтобы кинотеатры не боялись предоставлять смотру свои лучшие залы, которые заполнялись бы не случайными людьми?
Наконец, июль - обычно самый жаркий месяц в нашем городе, что не способствует созданию этой самой "петербургской атмосферы".Логичнее всего было бы проводить кинофорум в первые 10 дней января, когда наши зрители не знают, куда себя деть. Конечно, организаторы на это не пойдут - а как же "красная дорожка", звезды, белые ночи и проч. Но это было бы реальное подведение итогов года, а мороз (или слякоть) на улице способсвовали бы ясности мысли при проведении "круглых столов". К тому же сокращение пышных торжеств позволило бы высвободить финансы для конкретных дел под эгидой кинофорума - к примеру, выпуска сокуровской "Ленинградской ретроспективы" на DVD, что стало бы весомым вкладом смотра в дело приближения выдающихся кинопроизведений к зрителям. Но и в нынешнем виде Кинофорум вызывает уважение и благодарность у всех истинных любителей киноискусства за возможность увидеть целый ряд серьезных интересных картин. Просто всегда хочется чего-то большего. 
 - В.К. -

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.