История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Дом на крови  

В этом году появляются фильмы не только давно ожидавшиеся, как "Мишень" и "Жила-была одна баба", но и такие, каких, кажется, никто не ждал. В первую очередь это относится к фильму "Дом" Олега Погодина. Далеко не дебютант, автор телесериалов и боевика "Непобедимый", вдруг выступает с многослойной картиной, продуманный и четкий сюжет которой дает возможность соединить глубину замысла с элементами чисто жанрового кино (вестерна прежде всего). При этом на фестивале в Выборге он заслуженно получает премию за владение кинематографическими профессиями, ввиду того, что Погодин выступил здесь и как автор блестящего сценария (непонятно только, что помешало жюри этого традиционно странного фестиваля присудить фильму Гран-при). Да и сам образ огромного дома в степи был, судя по всему, рожден уже на стадии сценария и очень тщательно и убедительно (как редко теперь встретишь) воплощен художниками и декораторами в натуре.

Как оказалось, Олег Погодин закончил киноведческое отделение во ВГИКе и, видимо, очень внимательно смотрел классику мирового кино. В одной из встречь со зрителями он мимоходом упомянул о приеме, уведенном им в фильме Абеля Ганса. Давайте спросим себя: а кто еще из нынешних новых режиссеров смог бы сделать такое признание? Боюсь, что никто. Да и для того, чтобы снимать свои "сказочки в темноте", классику смотреть не обязательно. Поэтому эти господа и будут пребывать в своих темных углах, сладострастно копаясь в мерзостях провинциальной жизни.

Олег Погодин тоже обращается не к городскому пейзажу, но к степным просторам, которые очень хорошо чувствует, будучи уроженцем городка Сальска в ростовском раздолье. Но при этом он не заклинивается на бытовых подробностях, а выводит историю эпическую по охвату и фолкнеровскую по интонации ( Фолкнер - любимый писатель). Действие происходит в "Шамановской балке", названной так народом в память того события, когда лихой казак Шаманов порубил шашкой в этой балке зажиточных односельчан, прятавших хлеб от продотряда. Здесь и выстроил он свой дом, здесь вырастил многочисленных детей и здесь доживает свой век, готовясь встретить столетний юбилей. Сюда и съезжаются дети и родственники, включая старшего сына Виктора, вернувшегося домой спустя 25 лет. Дело в том, что , взяв на себя вину брата за случайное убийство, он отсидел срок в тюрьме, а затем остался в Москве, сделавшись со временем крупным криминальным авторитетом. Однако бывшие подельники, пробившиеся на вершины новой власти, решили избавиться от опасного свидетеля и пустили по его следу группу федеральных агентов (этих господ многие зрители принимают за бандитов - и не напрасно, так как суть их одна: не киллеры, но душегубцы). Чувствуя близкий конец и подгоняемый неизбывной ностальгией Виктор (лучшая роль в карьере Сергея Гармаша) хочет проститься с Домом, подставляя под удар всех его обитателей. В результате гибнет и Дом, который он содержал все эти годы и почти все семейство, всем обязанное деньгам, добытым тоже не без крови.

Сценарий был более подробен и режиссер рассчитывал на три часа показа, но в очередной раз вмешались продюсеры( на сей раз Сергей Сельянов и Рубен Дишдишян), убедив его сократить материал до приемлимой прокатом длины. Как и в случае с "Овсянками", это не пошло на пользу замыслу, но и в таком виде внимательный зритель воспримет послание картины. Дом, выстроенный на крови, недолговечен - и судьба его предрешена. Семья, построенная не на любви, но только на непререкаемой власти старшего(отца) - непрочна ( здесь неожиданная перекличка с "Древом жизни" Т.Малика, хотя "Время жатвы" - один из любимых фильмов Погодина). Жизнь без духовного начала и веры (заброшенная иконка появляется в единственном кадре) - обречена. В этом смысле история степного дома и его обитателей - проекция на историю нашей страны последних ста лет. И гибнет Виктор не от пуль наемных убийц, но от руки забытой возлюбленной, мстящей ему за нерожденного ребенка. Впрочем, автор даже не поясняет, о каком ребенке речь. Очевидно, о том, на слезинке которого не построишь царство Божие на земле. Недаром основным музыкальным мотивом фильма выбрана народная песня "Не для меня", звучащая реквиемом всей жизни в Доме. Заканчивает фильм Погодин кадрами радостных детей, возвращающихся домой после купания в речке - и тем спасенных судьбой. Это не благостный финал. Детские лица перебиваются короткими тревожными планами степной земли (тот самый прием, подмеченный у Абеля Ганса).К чему они вернутся? Что их ждет у разоренного гнезда? "Что же будет с Родиной и с нами?"

-- В.К. --


Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.