История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  К итогам года. Предварительный диагноз.  

Закончился первый год нового десятилетия. Двенадцатого в истории кино. В каком состоянии на нынешнем этапе находится отечественный кинематограф?

В ушедшем году были закончены производством и подготовлены к прокату около 90 фильмов( по крайней мере, столько включено в списки для голосования на премию Гильдии киноведов и кинокритиков). Из них - 35 дебютов, половина из которых так и не попала в прокат( во всяком случае - в СПб). Кинематографическое сообщество расколото окончательно и бесповоротно - и юридически оформлено. Крупнейшая киностудия "Мос- фильм" работает в основном по заказам со стороны. Авангард советского кинематографа "Ленфильм", национальное достояние нашей культуры, не выпустив за год ни одного фильма, находится на грани поглощения коммерческими структурами, далекими от искусства. О других киностудиях не слышно вообще ничего. Кинопрокат зафиксировал падение интереса к отечественному кино до катастрофического уровня. И это на фоне победных фанфар по поводу "успешной" реформы кинопроизводства. Из восьми компаний, получивших господдержку по этой реформе, более менее достойно выглядит лишь "СТВ" С.Сельянова, но она была такой и до этой реформы. "Три Тэ" Н.Михалкова отчиталась "Цитаделью" - и этим все сказано. Характерно, что автор и на этот раз не выставил свою работу на соискание "Золотого Орла"( пообещав отдать телеверсию в следующем году), но от оскаровской гонки не отказался, чем вызвал еще один громкий раздрай в киносообществе. "Дирекция кино"( то есть Первый канал), тоже получившая на свою бедность 250 млн. бюджетных денег, выдала с невиданного размаха рекламной компанией кинооду во славу чутких и человечных работниках КГБ под незатейлевым прикрытием имени Высоцкого. Продолжает собирать барыши и "Базилевс" Т.Бекмамбетова, но она для того и была создана. И вообще. где это видано, чтобы государство спонсировало коммерческий кинематограф? Чтобы успешным считался не тот фильм, который собирает многочисленные премии на фестивалях, но тот, что соберет больше денег. Причем не в госбюджет, как в советские времена, а в чей-то частный карман, так как возвратом госденег продюсеры практически не озабочены. Что это как не прямая установка на производство коммерческого, развлекательного кинематографа? Развлекаемся в кино, равлекаемся на телевидении, радио, в печати - а думать нам не рекомендовано? Похоже, государство в этом абсолютно не заинтересовано.

Тем не менее кинематограф в России есть. Пока есть. Имеется ввиду - кино как искусство.Очевидно. вопреки желанию государства, не заинтересованного в развитии национальной культуры. И действительно, зачем тратиться на национальный кинемато- граф, если Голливуд успешно транслирует те жизненные "ценности", какие навязывают нам г-да либералы как образцы? Поэтому и кинопрокат полностью отдан под американское кино...Но как всегда у нас, чем сильнее гнет, тем больше сопротивление, в нашем случае - искусства капиталу. На выходе - венецианский лауреат "Фауст" - завершение грандиозной фрески А.Сокурова. В истории отечественного кино останутся и "Елена" А.Звягинцева, и "Жила-была одна баба" А.Смирнова, и "Счастье мое" С.Лозницы", и "Мишень" А.Зельдовича, и "Дом" О.Погодина. Все эти фильмы свидетельствуют о глубоком кризисе современного российского общества. Кризисе прежде всего духовном и идейном. Русское общество периода новой Смуты. И смута эта прежде всего в головах. Как когда-то в чеховской "Степи" природа призывала- "Певца! Певца!"- так нынче все общество взыскует - "Идеи! Идеи!" Такой идеи, которая бы объединила все слои общества во имя общего дела на благо России.

Обращает на себя внимание и тот факт, что авторы лучших фильмов этого года - художники давно сложившиеся. А что же многочисленные дебютанты? Ни одного яркого явления, ни одной полноценной заявки на дальнейшую жизнь в искусстве. Так называемое "поколение "Кинотавра", поднятое на щит частью московской критики, выродилось до совсем уж убогого "Безразличия", осененного тем не менее главным призом этого смотра. Второй фильм восхваляемого там же г-на Б.Бакурадзе способны, похоже, оценить лишь восторженные дамочки на сочинских посиделках ( был свидетелем, как С.Юрский на петербургском "Кинофоруме", пришедший, очевидно, поддержать "грузинское" кино, не вынес и половины фильма). Теперь вот нашли еще одну "надежду" - "Портрет в сумерках" А.Никоновой, которая продолжает препарирование сумеречных сторон женской психологии - вслед за "Волчком", "Бубном, барабаном", "Сказками в темноте" и проч. Между тем, как следует из последней переписи населения России, женщин почти на 11млн. больше, чем мужчин. Дамы и господа! Это социальная проблема, это физиология, это опять-таки кризис общественно-нравственных устоев общества, но отнюдь не повод для соревнования в ущербной психопатологии своих героинь. Неудивительно, что единственный художественно-цельный дебют по бунинскому "Суходолу", снятый в лучших традициях ленинградской киношколы, в Сочи просто не заметили. Откуда же возьмется интерес к отечественному кино у простых зрителей, вынужденных метаться между "яйцами судьбы" и "сказочками про темноту"? Если бы четверть того рекламного ресурса, что Первый канал угрохал на сомни- тельного "Высоцкого" направить на поддержку в прокате погодинского "Дома", обладающего немалым зрительским потенциалом, то о нем узнали бы гораздо больше людей, тоскующих по качественному отечественному кино. В данном же случае совершенно непонятна и позиция наших кинематографистов, не решившихся отдать "Дому" заслуженный им главный приз на другом "национальном" смотре - в Выборге. И никто не смог объяснить - почему. Что, человек не из обоймы? Едиственный членораздельный упрек - "фильм неровный". А много ли "ровных" фильмов видели господа кинематографисты? Да,еще - "жестокий". Это, очевидно, потому, что господа из ФСБ "мочат" всех обитателей дома без разбора - и женщин, и стариков. Не толерантно как-то...А ведь господа дондуреи уже разъяснили нам, что российские кинематографисты - сплошь перепуганные перестраховщики.

Что же год грядущий нам готовит? С одной стороны - "Фауст", с другой, в лучшем случае, очередные "Елки". В перспективе - фильм А.Германа-ст., с другой стороны - "Сталинград" в 3D Ф.Бондарчука по госзаказу( то-то будет спецэффектно и панорамно). Если же не изменится госполитика в области культуры, то пропасть между этими двумя полюсами станет непреодолимой.

-- В.К. --

Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.