История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  До полной гибели всерьез  

Режиссер Константин Лопушанский и продюсер Андрей Сигле ведут съемки своего нового совместного фильма «Роль».

Откуда что берется

История из времен Гражданской войны может показаться странной для Лопушанского. Фильмы этого автора в основном относятся к грядущему, причем в его апокалиптическом, как минимум – антиутопическом, варианте. Вспомните «Письма мертвого человека» (1986), «Посетитель музея» (1989), «Русская симфония» (1994), «Гадкие лебеди» (2006). Только «Конец века»/«Хроники смутного времени» (2001) говорили о наших днях, да и то с фантастическим обертоном.

Однако самая первая работа Лопушанского, которая и принесла ему международную известность, - короткометражный фильм «Соло» (1980, дипломная на Высших курсах сценаристов и режиссеров) - был посвящен блокаде и решен в реалистической манере. Надо полагать, подлинный ужас происходившего тогда в Ленинграде продиктовал автору скупые, но сильные средства рассказа. В частности, черно-белое изображение.

И вот новый проект о прошлом – и оказывается, что начальный вариант сценария «Роль» был написан Павлом Финном по идее Лопушанского как раз после «Соло» в 1981 году. Речь шла о красном командире, который погиб, а потом снова возник перед людьми. Словно воскрес из мертвых. Но, как рассказывает Лопушанский со слов свидетелей, сценарий был положен на стол тогдашнему председателю Госкино Борису Павленку в неудачный момент: как раз остановили фильм Германа «Начальник опергруппы» (затем – «Мой друг Иван Лапшин»). Слово «Ленфильм» ненавистно высокому начальству, провоцирует его буквально на тошноту, а тут еще какой-то жуткий «черно-белый» сценарий… словом, страницы взлетели к потолку кабинета и рассыпались.

Шли годы. В 90-е Лопушанский пытается его возродить, да безуспешно. В начале 2000-х соавторы создают новый вариант, который так нравится «Искусству кино» своими литературными достоинствами, что журналом опубликован. «Но меня, - говорит Константин Сергеевич, - все-таки что-то не устраивало… я чувствовал, что зреет какая-то иная история».

Это зрела трансформация главного героя и основной темы картины. В центре повествования оказывался актер – большой, если не великий, актер. Который в силу обстоятельств принимает на себя роль, что называется, по жизни. И, самое главное, доигрывает ее до смертного конца. До полной, по строчке поэта, гибели всерьез – а значит, не стариком в теплой постели. Лопушанский охотно объясняет, что в эпоху Серебряного века многие выдающиеся творцы исповедовали именно такую идею: высшая форма творчества – сделать искусством свою жизнь, и приводит пример роковых взаимоотношений Валерия Брюсова, Андрея Белого и Нины Петровской. «Но я не мог понять, как соединить историю высокого актерства с эпохой Гражданской войны и нашим героем… наконец, после «Гадких лебедей» вдруг понял, и все сложилось».

Замечу, что такое творческое мучение совершенно для Лопушанского органично, поскольку в центре всех его фильмов – образ и действия интеллигента в предлагаемых обстоятельствах, и я бы вот удивилась, начни он делать картину про красного командира из крестьян или с пролетарских окраин. Но актер, врастающий в шинель и буденовку, - другое дело.

Кстати, в главной роли – действительно крупный актер Максим Суханов. Его большое тело обманчиво меланхолично, внутренняя пластика очень подвижна, а взгляд цепкий и острый. Суханову «по росту» экзистенциальная драма (только что мы видели его в роли Годунова), а социум, всегда столь «ужасающий» в картинах Лопушанского, здесь будет присутствовать как фон для исследования личностного выбора.

Компания такая

Соответственно, сложилась и производственная часть проекта. Генеральным продюсером стал Андрей Сигле – они с Лопушанским делали «Гадких лебедей», чем вроде оба остались довольны. Картина привлекла к себе внимание, прошла по фестивалям, получила призы, продана в несколько стран. Такая же судьба ожидает и «Роль» с производственным бюджетом в 2,5 млн долларов (историческая, да еще военная, постановка требует шести-семи миллионов, да где ж их взять). Понятно, что «Роль» тоже некоммерческое кино для тех, кто желает думать и чувствовать, а не наслаждаться спецэффектами.

Однако нынче «работать в авторском кино – самоубийственно» (Сигле). Поддержка министерства культуры есть (из 238 заявок грант получили только семь), но недостаточна, приходится вступать в кооперацию. В проекте, кроме компании Сигле «Пролайн-медиа», участвуют две заслуженные фабрики – «Ленфильм» и «Беларусьфильм», а также финская студия BUFO.

Присутствие финских партнеров объясняется неким сюжетным поворотом. Поэтому одну из ролей сыграет Мария Ярвенхельми – актриса, известная работами в кино, в частности, у Аки Кауриямяки, а также своей мамой: Кирси Тюккюлайнен настоящая знаменитость в мире российско-финских киносвязей, нынче же она возглавляет Институт Финляндии в Петербурге. Еще финская сторона поможет провести три съемочных дня (несколько эпизодов фильма будут на финском языке) и технологическими ресурсами при цветокоррекции и создании цифровой копии.

«Беларусьфильм», по словам директора этой студии Олега Сильвановича, благодарен за приглашение к партнерству потому, что «В эпоху постмодернизма в кинематографе нас интересуют такие проекты, которые создают упорядоченную картинку мира. Миры Лопушанского имеют кристаллизацию из хаоса и некую структуру ясную, объяснимую. А постмодернизм - не то направление, в развитии которого мы хотим существовать.

Нам не безразлично, в какой проект мы вступаем. Белорусский кинематограф имеет гигантскую поддержку со стороны главы нашего государства. У нас программа модернизации до 2015 года за счет бюджета и полное финансирование. У нас натурная площадка 90 га. Нам удалось сохранить технологический потенциал. На студии идет реконструкция. Теперь перед нами задача художественной годности и художественной гордости. Лопушанский – гарант качества. Мы очень рады тому, что белорусские актеры тоже будут участвовать, поскольку для каждого нашего актера сниматься у Лопушанского - это биография. Это надо понимать».

Он получил эту роль

Все это - и еще слова о категорической необходимости государственной поддержки «Ленфильма» - господин Сильванович говорил на состоявшейся в павильоне нашей студии пресс-конференции. Хотелось плакать от зависти. «Ленфильму» проект «Роль», разумеется, еще более важен, чем друзьям-белорусам. Об утерянных им позициях лишний уж раз буквально кричит тот факт, что Максим Суханов впервые снимается в нашем городе, - при достаточном производстве его бы давно позвали…

Студия застыла, ожидая решения своей участи где-то там, наверху, – и все же не застыла. Всеми силами «в последний момент» она старается показать, что многое может. И доказать, что это «многое» необходимо - зрителям, обществу, государству и самой культуре российской. (Да, отмечу в скобках, только бизнес словно на другом берегу, и как навести мосты, пока неизвестно.)

Вот «Ленфильм» и старается. Костюмы-реквизит-пошивочные-павильоны – полдела. Главное – люди. Оператор Димитрий Масс, художник-постановщик Елена Жукова, художник по костюмам Тамара Сеферян – суперпрофи. Они и на сериалах, где вынуждены зарабатывать на жизнь, стараются быть выше потока; сущий грех и большая бесхозяйственность держать таких людей вне кинематографа. Проект «Роль» - сложнейший, вынужденно аскетичный, но, как теперь говорят, амбициозный – им профессиональная отдушина. Такую черно-белую гражданскую войну сотворят, что и хроника не возразит.

Осталось сказать, что «подснимать» начали в Петербурге в самые морозы еще до официального запуска, февраль – в Белоруссии, затем Финляндия. Через год картина должна быть готова – к Берлинскому фестивалю.

Ольга Шервуд

Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.