История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Действительно, экзотика  

Фильм «Отель «Мэриголд». Лучший из экзотических» Джона Мэддена, который сейчас идет в кинотеатрах, предваряет собой I Всероссийский фестиваль современного кино и культуры Индии OPEN INDIA. Он начнется в Москве 13 апреля, но развернется в Петербурге с 16 по 22 апреля.

О фестивале мы еще подробно расскажем (см. на нашем сайте рубрику "мероприятия"), а пока не пропустите «Отель «Мэриголд», представленный на премьере телеканалом «Индия ТВ» совместно с кинокомпанией «20 ВЕК ФОКС» и петербургским кабельным оператором «Твое TV». Такие картины все же изрядная редкость. Грамотно рассчитанный продюсерский проект оказался удачно одушевлен тщанием режиссера Джона Мэддена – вспомните его «Влюбленного Шекспира» (1998, семь «Оскаров», в том числе за лучший фильм), а также «Расплату» (2010), «Доказательство» (2004), «Ее Величество миссис Браун» (1997) и другие фильмы.

Новая работа Мэддена принадлежит не высокому киноискусству, это качественное повседневное блюдо. Легкое, но содержательное, драматическое, но оптимистичное, яркое, но со вкусом. Вот несколько ингредиентов.

Прежде всего, идея и сценарий (Оливер Паркер, Дебора Моггак). История о взрослых, даже пожилых людях укрепляет, как теперь говорят, актуальный тренд: внимание к третьему возрасту. Население Земли, прежде всего белой расы, стремительно стареет, поскольку продолжительность жизни увеличивается, а рождаемость падает. Между тем, культура, рассчитанная, по известной формуле, на молодого, белого, здорового и вполне состоятельного мужчину, не успевает за изменением социодемографической ситуации. Еще менее успевает массовая культура – эта ориентирована и вовсе на молодежь.

Однако сквозь засилье негодного взрослым и старшим людям, так сказать, ритма уже несколько лет пробиваются ростки иных потребительских качеств. На подиумы все чаще выходят манекенщицы не только в теле, но и в годах. Устраиваются конкурсы на лучшую мать семейства. «Бурановские бабушки» покоряют Евровидение.

И вот фильм, герои которого – пенсионеры, к своему очевидно глубоко седьмому десятку ощутившие душевный дискомфорт. Иногда он связан с неполадками физическими, иногда с социальными, или порожден личными причинами. У каждого свои дела, суть же одна: смерть все ближе, а хочется дожить до нее так, чтобы не было мучительно больно. Парадоксальным образом эти старики оказываются моложе многих молодых, поскольку имеют желания и действуют. Они отправляются в Индию.

Индия в европейской традиции - страна, в которой не счесть алмазов в каменных пещерах: сказочная земля, где сбываются сладкие грезы. Наши пенсионеры получают каждый желаемое. Ну, будто не побоялись войти в загадочную комнату «Сталкера». Однако в фильме Индия еще и безусловная конкретность: цвета, краски, специи, запахи, обычаи, пейзаж и все такое. Авторы учли и использовали возрастающую роль Индии в мире (население к середине нынешнего века, как пишут, превысит население Китая), туристскую привлекательность, успех «Миллионера из трущоб» Дэнни Бойла (2009; 378 млн долларов; восемь «Оскаров», среди них за лучший фильм, четыре «Золотых глобуса»).

На одну из ролей в «Отеле «Мэриголд» и позвали Дева Пателя – звезду «Миллионера из трущоб». Он без зазора вошел в актерский ансамбль – одно из основных достоинств картины: несравненная Джуди Денч, превосходные Билл Найи, Том Уилкинсон, Мэгги Смит, Пенелопа Уилтон, Селия Имри, Рональд Пикап, Диана Хардкэсл. Даже если вы знаете не все имена, то наверняка вспомните лица этих блестящих артистов. Во многом они олицетворяют знаменитую британскую актерскую школу, которая отличается особым благородством и изяществом.

Да, перед нами чисто английский фильм. В этом его еще одно несомненное достоинство и отличие от «махрового Голливуда». Английский – значит, в плюс к перечисленным достоинствам, еще и терпкий, и «рыжий», и «в веснушках». То есть, ирония и юмор во всем, начиная с блестящих диалогов. Например, о названии блюда: «Раз мне это не выговорить, я не стану это есть». О возрасте: «Есть много стран, где стариков тоже не любят». О сущем: «Эти люди верят, что жизнь – привилегия, а не право». И так вплоть до гробового юмора: «Конечно, если собрать нескольких пенсионеров вместе, кто-то неизбежно умрет».

Авторы не боятся ничего, вплоть до самых сентиментальных или, наоборот, жестких тем, вплоть до колонизаторских предрассудков подданных Британской империи. Один из стариков – гей, который через сорок лет вернулся в Индию, чтобы найти своего тогдашнего возлюбленного. Одна старуха – откровенная шовинистка, она оказывается в доме служанки из неприкасаемых и вдруг слышит благодарность за доброту: «Вы единственная, кто не смотрит сквозь…».

Ну и главное, что удалось Джону Мэддену, - создать образ уходящего мира. Это не мрачная черная дыра, всасывающая всех и вся. Не вселенский стон «раньше было лучше». Даже не гравюра с изображением милых руин. Мы все – временные гости на земле. Постояльцы. Отель «Мериголд» оказался действительно экзотическим – тут просто разруха, иные номера даже без дверей, и наши стойкие англичане приноравливаются к этому совсем не «Хилтону» с главной репликой всей истории: «В конце концов, все будет хорошо. А если не все хорошо, то это еще не конец».

Ольга Шервуд

Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.