История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Кончина, которую никто не заметил  

21 июля в Варшаве в возрасте 88 дет скончался замечательный польский актер Анджей Лапицкий. В России об этом не узнал, кажется, никто - ни одно из средств массовой информации об этом не сообщило. Даже сайт Lasius, кропотливо собирающий все сколько-нибудь заметные потери, на этот раз промолчал.

 

 

Польская пресса откликнулась подобающими некрологами. "Анджей Лапицкий навсегда останется великим любовником польского театра и кино. Никто как он не умел флиртовать и соблазнять - харизмой, интеллигентностью, знанием, чувством юмора, смыслом иронии, элегантностью..." - написал ведущий еженедельник "Политика". В последнем интервью, которое актер дал этой газете, он рассказывал, как ему довелось видеть Гитлера, проезжавшего по улицам Варшавы, как ему посчастливилось играть с актерами, дебютировавшими в 19 веке: "19-й век мне всегда более всего нравился и нравится до сих пор, потому что все было по-божески, а человек всегда стремится к порядку..."

В актерском багаже Лапицкого более 200 театральных, кино- и телеролей, более ста режиссерских работ в театре. Он родился в Риге, участаствовал в Варшавском восстании, был арестован и отправлен в концлагерь, откуда бежал, учился на подпольных курсах театрального института и защитил диплом актера лишь в 1945 году. Тогда же дебютировал в театре в Лодзи (в "Свадьбе" по Ст. Выспяньскому), а в1946 - в зпизоде фильма Леонарда Бучковского "Запрещенные песенки". С первых же работ ему определили амплуа героя-любовника, с чем он часто и успешно боролся.

Наши зрители могли его видеть в военных фильмах - "Сегодня ночью погибнет город"(1961) Яна Рыбковского и "Красная рябина"(1969) Евы и Чеслава Петельских, костюмной комедии "Дневник пани Ганки" (1963) Я.Рыбковского и современной комедии "Лекарство от любви"(1965) Яна Баторы, детективе "Где третий король"(1966) Рышарда Бера и триллере "Дело Горгоновой" (1977) Януша Маевского, экранизации классической повести Болеслава Пруса "Кукла" (1968) Войчеха Хаса. Но свои главные роли в кино он сыграл в фильмах крупнейших польских киномастеров - Анджея Вайды и Тадеуша Конвицкого. В фильме писателя и режиссера Конвицкого "Как далеко отсюда, как близко" (1971) он, по сути, сыграл alter ego самого автора,рефлектирующего интеллектуала, а в более ранней работе "Сальто"(1965) - играл алкоголика, затем эпизод в "Лаве"(1989)...

В шедевре Вайды "Все на продажу" (1968) Лапицкий сыграл самого режиссера, переживающего кризис веры в себя и свое искусство ( подобно Марчелло Мастроянни в "Восьми с половиной"). Он играл у Вайды Афрания в "Пилате и другие"(1971) по булгаковскому роману, Поэта в упомянутой уже"Свадьбе"(1973), дельца Травиньского в "Земле обетованной"(1974) по роману Вл. Реймонта, врача в "Барышнях из Вилько"(1979) по Яр. Ивашкевичу и последнюю роль в кино он сыграл у Вайды - в "Пане Тадеуше"(1999).

В последние годы пан Лапицкий играл в театре, снимался в телесериалах. Совсем недавно, каких-нибудь пару лет назад, он выступал в Петербурге, в роли графа Шабельского в чеховском "Иванове" в постановке Яна Энглерта в Театре Народовом. Играл, по отзывам очевидцев, потрясающе...В упомянутом интервью актер говорил: "В долгой жизни фантастично то, что все оказывается возможно, хотя бы встреча знакомого немца со времен войны... Человек не отличается от йогурта, я тоже имею срок годности. Может быть, в театре мой срок еще не вышел, но для чего? Хочу отбыть свой срок в приватной жизни"( три года назад он женился во второй раз - на женщине втрое его моложе). Есть и другая сторона долгой жизни: этот породистый актер-интеллектуал не был особенно популярен среди широкой польской публики. Когда тот же еженедельник "Политика" провел опрос среди своих читателей о лучшем польском актере 20-го века, то Лапицкий не вошел в первую двадцатку: первым был назван Тадеуш Ломницкий( "Пан Володыевский"), вторым - Густав Холубек ("Гангстеры и филантропы"), третьим- Януш Гайос( "Четыре танкиста и собака"), четвертым - Збигнев Цыбульский...

Уходят последние творцы великого подъема мирового кино 60-х годов. Собственно, а у нас кто из актеров такого уровня остался? Олег Табаков, Станислав Любшин, Сергей Шакуров - вот, пожалуй, и все...

--- В.К. ---

 

 

 

Фото с похорон Анджея Лапицкого






Д.Ольбрыхский и Я.Энглерт на похоронах Лапицкого






жена Камила и дочь Зузанна Лапицка-Ольбрыхска на панихиде






Д.Ольбрыхский с урной актера

Фотоальбом

Комментарии


Пользователем Фрумкин Борис Михайлович было прокомментировано
8 Мая 2020 в : 00:23
Да, на самом деле очень грустно. Уходят прекрасные актеры, уходят подлинные личности, уходит великое кино 60-х и его создатели. Уходит эпоха больших чувств. Странно, что никто в своих комментариях не вспомнил фильм, которые шел в России вторыми экранами -«Поиски прошлого» с Анджеем Лапицким в главной роли. Может быть, с высоких позиций это невыдающаяся лента, но для меня и моих сверстников это был удивительный фильм с замечательной ждазовой музыкой Курылевича.
Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.