История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Русское кино в программе Кинофорума  

Чуть позже фестиваля «Послание к человеку» свою программу объявил Санкт-Петербургский международный кинофестиваль, называемый в народе Кинофорумом. Он пройдет с 13 по 22 сентября, то есть раньше, чем «Послание». Это значит, что фестивали разобрались со временем, но не отказались от соперничества. Кинофорум уж точно готовится к борьбе за зрителей и журналистов: в середине сентября в Петербурге покажут фильм модного фестивального режиссера Цзя Чжанкэ, бывший футбольный хулиган Дуги Бримсон представит кино о футболе, пройдет программа, посвященная юбилею «Ленфильма». О том, как расстаться с одной мечтой и создать новую, «Городу 812» рассказала директор Кинофорума Мария АВЕРБАХ.

- Чего ждать от вашего фестиваля в этом году?

-Так как Кинофорум проходит только второй год, свои традиции мы еще только выстраиваем. Но что-то уже улеглось и будет повторяться. Так, мы будем продолжать программу «Кино и музыка». Детали программы раскрывать я не буду, но у нас есть очень интересные участники. Как и в прошлом году, состоятся два концерта на Манежной площади и один – в Капелле. Также я надеюсь, что какие-то программы у нас станут традиционными. Например, «Кино северных стран», «Азиатский феномен».

Тут еще важно понимать, что наш фестиваль ориентирован на зрителя. Это означает, прежде всего, наличие некой просветительской функции. Мы стараемся показывать кино тех регионов, которые среди широкого зрителя не считаются кинематографическими. В этом году, в частности, мы подготовили программу, которую в России еще не проводили. Фестивальных секций в этом году будет больше, и фильмов в них также будет больше.

- Насколько увеличится программа фестиваля количественно?

- Мы увеличились почти вдвое: если в прошлом году мы показывали 65 фильмов, то в этом году их будет около ста. В одном кинотеатре «Аврора» нам уже тесно, и в этом году показы Кинофорума пройдут также в «Родине», Доме кино, «Англетере» и «Великане». При этом мы усиливаем и развиваем деловую часть. Вообще, ни один серьезный фестиваль не обходится без деловой программы, без программы для специалистов и профессионалов. У нас пройдет так называемый «Форум северных морей» – форум копродукции, совместного кинопроизводства. Это тем более важно, что у представителей европейских стран есть очень серьезный интерес к работе в России и к совместному производству. Мы хотим начать с того, чтобы познакомить европейских кинобизнесменов с российскими продюсерами.

У этого форума очень насыщенная программа. Даже образовательная часть имеется – ее подготовили наши партнеры из деловой программы «Бест» таллинского фестиваля «Черные ночи». Она включает в себя питчинг проектов. Цель организаторов – объединить продюсеров из Европы, России и стран бывшего Советского Союза. У нас будет представлено около десяти проектов.

- При этом наш министр культуры против копродукции.

- Я знаю об этом и, к сожалению, не могу с этим согласиться. Во-первых, с помощью совместных проектов у иностранного зрителя создается представление о стране в целом. Во-вторых, это колоссально обогащает наш кинематограф в профессиональном смысле. Совместные проекты – это отличный способ узнать новое, поучиться. Тем более что и иностранные кинематографисты хотят знать, что у нас в кино происходит. Я могу судить об этом хотя бы по прошлогоднему Кинофоруму. Да и вообще совместные проекты – это отражение реальной жизни. Ведь сегодня весь мир открыт для наших людей – они включены в глобальный информационный поток…

- Прошлогодняя установка Смольного создать праздник для зрителей сохраняется?

- Да, но тут важно определиться, что понимать под словом «праздник». Мы вот ездили в этом году в Берлин и видели, что фестиваль прошел очень скромно. Кризис же у всех. Денег мало, и выбрасывать их на ветер, – дурной тон. В прошлом году мы задали определенную фестивальную интонацию и будем следовать ей и сейчас. В прошлом году состоялся праздник, но без излишнего, никому не нужного пафоса и пускания пыли в глаза. Пусть лучше цены на билеты останутся невысокими, а мы при этом покажем больше хорошего кино.

- Но какие-то серьезные изменения по сравнению с прошлым годом есть?

- Одно из самых важных изменений – у нас появится русская программа. Это напрашивалось само собой – все гости, приехавшие в прошлом году, очень хотели посмотреть наши фильмы. Следует учесть также, что российское кино у нас слабо представлено в прокате. При этом мы не собираемся конкурировать с уже существующими фестивалями – наша российская программа будет внеконкурсной. Мы покажем новое российское кино, которое заинтересовало наших отборщиков. Также подготовлена программа, посвященная 95-летию «Ленфильма». Планируем показать наиболее яркие фильмы, иллюстрирующие каждое десятилетие работы студии.

- То, что вы увеличиваете программы, как-то связано с тем, что из Кинофорума выпали «Послание к человеку» и «Виват кино России!». Когда, кстати, стало понятно, что эти два фестиваля окончательно выходят из Кинофорума?

- Еще во время Кинофорума и сразу после него стало ясно, что не всем участникам нравится пребывание под одной крышей. По окончании Кинофорума мы встретились все вместе в Смольном и обсудили возникшие сложности. Например, то, что «Виват кино России!» двадцать лет проходил в одно и то же время и не готов это менять. Лично я могу отметить отсутствие координации между фестивалями. Возможно, это произошло потому, что у некоторых фестивалей сложилось ощущение, что нужно за что-то бороться. За зрителя, за площадки. В результате это стало едва ли не главным минусом прошлого Кинофорума.

Возможно, еще до его начала нам нужно было собраться всем вместе и согласовать свои действия. Обсудить время показов, возможность повторных сеансов. Чтобы зрители успели посмотреть все, что они хотели, и не разрывались между сеансами на «Послании», «Вивате» или международной части Кинофорума. Да, некоторые зрители и журналисты говорили потом, что не успели посмотреть какие-то фильмы или даже целые программы. Но ведь большое количество фильмов и программ - это не недостаток, а достоинство, что показывает опыт мировых фестивалей. В том же Берлине в разных программах собрано более четырехсот фильмов. А на берлинском кинорынке в 2013 году было представлено 816 фильмов! Следовательно, нужно подходить к этому делу более вдумчиво.

- Но вы осознали необходимость координации уже по итогам Кинофорума?

- Я хорошо понимала это еще до начала Киноформа, но реализовать намеченное без участия и желания других фестивалей было невозможно. Спустя год я по-прежнему считаю, что объединение было абсолютно правильной идеей. Наполнять фестиваль фильмами разных направлений, показывать одновременно студенческое, документальное и игровое кино – это широко распространенная мировая практика. И очень позитивная.

Я сейчас говорю об этом, потому, что в прошлом году было много разговоров о поглощении одних фестивалей другими и том, что какие-то фестивали надо защищать. Никто никого не поглощал и не собирался это делать. Я, как директор Кинофорума, сделала все, чтобы объединение произошло для всех максимально безболезненно и выгодно. Более того, я считаю, что каждый фестиваль только выиграл от объединения. Но все равно сохранялось недовольство со стороны отдельных участников. К сожалению, внутренние распри сильно вредили общему делу. Многие журналисты, приехавшие на Кинофорум, заметили это противостояние и спрашивали меня: «Почему вы никак не можете договориться между собой?».

В результате в этом году мы не только развели фестивали по времени, но даже пошли навстречу другим киносмотрам – проводим Кинофорум на неделю раньше. Мы юные, мы новые, и мы готовы уступить ветеранам.

- Весной шла речь о том, что у Кинофорума появились некие спонсоры. Сколько их? м отношении? Насколько вы свободны в выборе спонсора?

- Генерального спонсора в любом случае определяет Смольный. В отношении, так сказать «негенеральных», например, информационных или транспортных, мы совершенно свободны. Поиск спонсоров даже поощряется. Город же не может обеспечивать нас полностью, так как проведение фестиваля – это очень затратное дело. Кроме того, у нас часто могут возникнуть расходы, которые не оплачиваются из городского бюджета. Для этого и нужны спонсорские средства. Найти эти деньги – и есть наша работа. В прошлом году соотношение спонсорских и бюджетных денег было один к одному. Что же касается положения дел сегодня, то я пока не готова обсуждать эту информацию. Но вообще, чтобы к нам пришли крупные спонсоры, нужно еще много работать: необходимо зарабатывать репутацию, опыт, повышать уровень организации. Хотя я должна сказать, что за этот год мы сделали очень много. Ездили по разным фестивалям, рассказывали о себе, рассылали каталоги. И в итоге обрели очень серьезные связи. В этом отношении нам очень помогает репутация Петербурга. Да, есть некоторые люди в мире кино, настороженно относящиеся к России, но в Петербург хотят приехать все.

- Весной шли разговоры о том, что вы готовы показывать фестивальные фильмы в течение всего года. Сколько таких программ вы можете проводить? Пять, десять?

- Сколько, сможем организовать. Тем более что и конкретные предложения сейчас есть. В прошлом году мы были партнерами в проведении Недели кино Финляндии. В этом году мы уже начали готовиться к этому мероприятию. На горизонте – Турция. Я давно мечтаю о том, чтобы у всех вошло в привычку смотреть хорошее кино весь год. Особенно хочется заполнить зимние и первые весенние месяцы. У нас ведь большинство киномероприятий начинается летом и осенью.

Елена Некрасова, "Город 812", фото - Андрей Федоров


Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.