История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Подсчитали - прослезились. К итогам киногода.  

В этом году Петербургская Федерация Кинопрессы будет подводить итоги года в десятый раз. Итоги, сразу скажем, нерадостные. Все те выводы, которые были сделаны в прошлогоднем годовом обзоре (от 8-1-2013), увы, находят свое подтверждение. Московская Гильдия киноведов и кинокритиков в очередной раз опубликовала список отечественных фильмов за прошедший год: их оказалось 79, из них 23 дебюта. Из тех, что зачастую каким- то чудом попали на экраны Петербурга, с большим трудом можно отобрать пять-шесть фильмов в наши номинации. Российское кино - в глубочайшем кризисе. Прежде всего - это кризис идей. И это закономерно - ибо таково состояние всего нашего общества.

Кризис идей порождает и дефицит художников, способных адекватно реагировать на жгучие запросы времени. За прошедшие десять лет среди наших номинантов в игровом кино чаще всего называлось одно имя - Алексей Балабанов(шесть фильмов). И это был крупнейший художник, чутко улавливающий дух времени. Теперь его нет. И время как будто остановилось, замерло в ожидании - куда течь дальше... И кто теперь поймет это новое направление? Шесть раз выдвигались и работы Сергея Лозницы (два игровых и четыре документальных). С этим именем можно связывать большие надежды - художник находится в расцвете творческих сил. Правда, талант его, в отличие от чувственного балабановского, имеет специфические черты, в основе которых прежде всего - рациональность. А Россию, как мы помним, только умом "не понять"... Пять раз выдвигались фильмы Александра Сокурова( три игровых и два документальных). Этот виднейший наш кинохудожник, можно твердо надеяться, еще не раз порадует нас своими шедеврами, но он все больше склоняется в сторону общечеловеческих ценностей. От него не стоит ждать нового (условно говоря) "Андрея Рублева", скорее это будет "Божественная комедия" с ее "Адом" прежде всего. Хотя когда-то он задумывался о прозе А.Солженицына...

Современную российскую действительность скорее мы увидим в работах Андрея Звягинцева( две номинации). Его последний фильм "Елена" и новый проект "Левиафан" выдвигают мастера наряду с Лозницей на ведущее место в ряду художников, анализирующих современность. Есть еще значительные режиссеры, снимающие очень редко - такие как Андрей Смирнов и Александр Зельдович, последние фильмы которых номинировались в одном и том же 2011-м году. Один из самых перспективных молодых постановщиков Алексей Попогребский тоже делает большие, по три-четыре года, паузы между фильмами( две номинации). Большие надежды в 90-е годы возлагались на Александра Рогожкина, но за эти десять лет в номинации попал только один его фильм("Перегон") в 2006 году. С тех пор он работает только на телевидении, выпуская малозаметные картины. Туда же, похоже, стремится и Валерий Тодоровский (две номинации), получивший в этом году большую прессу по поводу своей "Оттепели", которая, однако, отнюдь не превысила уровень его лучших киноработ ("Любовника" прежде всего). Олег Погодин, поразивший блестящим фильмом "Дом". тоже показал в этом году на телевидении добротно-средний сериал "Крик совы". Отец и сын Прошкины попали в наши номинации в первую очередь благодаря замечательным сценариям выдающегося сочинителя Юрия Арабова ("Чудо", "Орда"), с которым они продолжают сотрудничать и сегодня.

Трагически рано ушел из жизни талантливейший Валерий Огородников - буквально на взлете, закончив свою самую зрелую и лучшую работу - "Путина", которая так и не увидела экрана, даже телевизионного. Отдельная, драматическая линия связана с именем Киры Муратовой, некогда действительно одного из крупнейших наших художников. Мы ее номинировали дважды - за "Настройщика" в 2004 году и "Мелодию для шарманки"в 2010-м. В этом году в прокат вышла ее новая работа - "Вечное возвращение", в которой уже не осталось ничего вечного. Мне уже приходилось отмечать, что ее тема в кино была исчерпана( и во многом перечеркнута - см. об этом - www.pfkspb.ru/news/327/) с выходом фильма "Три истории". После этого она продолжает - и будет, видимо, продолжать - прого варивать вещи, интересные все меньшему кругу лиц. Таким образом она попадает в славную когорту "бывших великих" наряду с Годаром и Аленом Рене, продолжающим снимать никому не интересные фильмы... И ни разу мы не выдвигали фильмы Алексея Германа. По той простой причине, что все эти десять лет он работал над одним фильмом, который, как это уже ясно, останется в истории мирового кино отдельной, одинокой и недоступной вершиной. И теперь его тоже нет.

Если же вспомнить самые яркие дебюты последнего десятилетия, то судьба их авторов тоже не особенно вдохновляет. Наибольшее впечатление произвел дебют Ильи Хржановского "Четыре" в 2004 году, но с тех пор он занят бесконечной работой над одним проектом, съемки которого давно завершены, но появится ли когда-нибудь этот фильм до сих пор не ясно. Марина Разбежкина, уважаемый документалист, сняв два заметных игровых фильма ("Время жатвы", "Яр"), целиком переключилась на преподавательскую работу. Алексей Федорченко, громко заявив о себе дебютной работой "Первые на Луне", блеснул замечательной картиной "Овсянки", но идя проторенной дорогой сотрудничества с писателем Денисом Осокиным, потерпел полное фиаско в новой ленте "Небесные жены луговых мари". Насколько "Овсянки" были свежи, неожиданны, многозначны и великолепно сняты, настолько "Жены" оказались вторичны, тусклы, однозначно-этнографичны, неряшливо сняты и записаны. Сценарист Алексаедр Миндадзе, дебютировав в режиссуре, не привнес в наше кино ничего нового, но Вадим Абдрашитов, его бывший соратник, молчит уже десять лет. Остается скромный, но искренний дебют молодой петербурженки Александры Стреляной "Суходол", но ее второй фильм "Море" так и не показан до сих пор в нашем городе. Это дебютанты, на которых мы продолжаем надеяться.

Гораздо больше других. Особенно тех. кого называют "поколением Кинотавра" и дебюты которых также попадали в нашу номинацию: Иван Вырыпаев, Василий Сигарев, Павел Руминов, Валерия Гай-Германика, Дмитрий Мамулия и прочие , как то - Кирилл Серебренников. Николай Хомерики, Бакур Бакурадзе, Алексей Мизгирев и т.д. Работы этих режиссеров не обещают ничего действительно нового, стоящего, хотя бы - душеполезного... Хотя это тот случай, когда хотелось бы ошибиться. Драматически складывается творческая судьба самого талантливого из этой плеяды - Бориса Хлебникова. Очень много обещал его дебют "Свободное плавание", однако дальнейшее сотрудничество со сценаристом Александром Родионовым завело его в тупик под названием "Долгая счастливая жизнь", выбраться из которого будет очень трудно. В 2012 году заметных дебютов вообще не было.

В прошедшем году хороших отечественных фильмов было как никогда мало. А было много шума по поводу кассового успеха таких картин как "Сталинград" и "Легенда №17". Оба фильма вызвали весьма неоднозначную реакцию зрителей, прежде всего по поводу исторической достоверности и сценарных ляпов. Естественно, никто не задался вопросом, сколько зрителей осталось довольными увиденным, а сколько пожалели потраченных времени и денег. Для наших кинобизнесменов, раз человек принес деньги в кассу, значит, это уже победа. Только победа эта может оказаться пирровой. Завтра такой обманутый в ожиданиях зритель может пройти мимо кассы. Но кто же у нас думает про завтра? Много радостно-восторженных рецензий можно было прочесть о фильме Ал. Велединского "Географ глобус пропил". Добротная работа. И могла бы быть по-настоящему удачной, если бы не исполнитель главной роли, предложенный режиссеру продюсером Тодоровским. Константин Хабенский - характерный актер, он был на месте в "Механической сюите", "Статском советнике", "Бедных родственниках", но в роли Колчака он был просто смешон, в "Белой гвардии" недостоверен, а в "Географе" - по-человечески мелок. А когда режиссер и писатель А.Иванов начинают говорить о персонаже Хабенского как о современном князе Мышкине, то начинаешь сомневаться в адекватности обоих. Этот ложный успех фильма может свернуть А.Велединского со своего пути, намеченного в его предыдущих интересных работах, что было бы прискорбно. Единственной качественной во всех отношениях работой в прошедшем году остается признать фильм Константина Лопушанского " Роль", но и он не совершенен. История об актере, взявшего себе имя и жизнь другого человека. должна была заканчиваться более мощно, может быть, более трагично, тем более что действие происходит в столь жестокое время. Здесь на память приходит шедевр Роберто Росселлини "Генерал делла Ровере", в котором ловкий мошенник, принявший по предложению немецкого офицера имя легендарного героя Сопротивления генерала делла Ровере, в финале добровольно идет на расстрел вместе с другими осужденными, чтобы поддержать их дух и оправдать собственную никчемную жизнь. Здесь, в финале великого фильма - настоящий катарсис. У Лопушанского герой уходит вдаль по снежному полю и растворяется в его белизне. Конечно, можно и так. Но шедевра не случилось. Ни одного в этом году. Такого, чтобы заставил остановиться, оглянуться - и задуматься над тем, куда мы все плывем. А так, как и предрекал классик, мы и дальше "плывем мимо высоких туманных берегов Несбывшегося, толкуя о делах дня"...

В.К.


Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.