История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Те времена  

В Петербурге вышел сборник "Виталий Мельников. Сценарии". В нем известный петербургский кинорежиссер открывается читателям и как литератор. Виталий Мельников - классик нашего кино. В телевизионной сетке его фильмы появляются почти еженедельно: "Начальник Чукотки", "Старший сын", "Выйти замуж за капитана", "Семь невест ефрейтора Збруева", "Женитьба", "Бедный, бедный Павел"...

Режиссер рассказал "РГ" о новой работе, а также поделился своим мнением относительно будущего легендарной киностудии "Ленфильм", на которой ровно 50 лет назад снял свою первую игровую картину.

Виталий Вячеславович, о чем ваш новый сценарий "Кино для вождя"?

Виталий Мельников: О времени, пожалуй. И еще о том, что оно творит с нами. Первоначально сценарий назывался: "Те времена". Название мне и сейчас нравится. Если состоится фильм - уточнится и название.

Время действия - 1950-е годы, когда мы, советские люди, дисциплинированно "боролись за мир", искореняли "космополитизм" и славили "отца народов" товарища Сталина. Вождь был уже стар и очень полюбил кино. Он лично редактировал фильмы, награждал и "поправлял" суровою рукою растерянных и запуганных кинематографистов. От каждого его руководящего словечка зависели судьбы фильмов и людей. Один такой доподлинный случай стал первоосновой для сценария.

Это трагикомедия?

Виталий Мельников: Называйте эту историю как угодно, но все происходившее - чистая правда. Я был свидетелем событий и даже соучастником. В 1950 году меня, студента ВГИКа, направили ассистентом-практикантом в съемочную группу знаменитого режиссера Владимира Адольфовича Шнейдерова. Он был и кинооператором, снимал фильмы научно-популярные и художественные ("Джульбарс"), был ведущим "Клуба кинопутешествий", ставшего популярной в стране телепередачей.

А как назывался фильм Шнейдерова?

Виталий Мельников: Назывался он пышно: "Каспийские джунгли", но это была простенькая видовая короткометражка с рассветами, закатами и заповедными зверюшками. Шнейдеров был сослан на Волгу за "низкопоклонство перед Западом". Возможно, ему и нашей группе удалось бы спокойно отсидеться в этих джунглях, но волею случая по оплошности нерадивой реквизиторши и в силу повышенного внимания вождя к киноискусству дело вдруг приняло всесоюзно скандальный оборот. Оно было поспешно замято, конечно, и сейчас, много лет спустя, выглядит всего лишь версией или даже анекдотом.

А роль Сталина какова?

Виталий Мельников: Важная роль, разумеется, и хотелось бы тут избежать шаблонов и предубеждений. Сталин - это сложная, трагическая фигура, по-моему. К старости, в плотном окружении жаждущих власти "соратников", он и сам стал жертвой им же порожденной иезуитски жестокой системы.

Кто, по-вашему, может сегодня сыграть Сталина? Вы думали об этом, когда писали сценарий?

Виталий Мельников: Я больше думал и думаю о том, кто бы мог этот сценарий поставить. За 60 лет работы в кино я снял 22 игровых и 15 документальных фильмов. Не пора ли остановиться?

Это первый сценарий, который вы отдадите в чужие руки?

Виталий Мельников: Да. Большинство фильмов я снимал по своим сценариям.

И кому же доверитесь? Мэтру или перспективному и молодому?

Виталий Мельников: Единомышленнику, если таковой обнаружится.

Как вы относитесь к ремейкам советских фильмов? Были предложения что-то снять или продать права?

Виталий Мельников: Были, но я уклоняюсь. Каждому овощу свое время. Эти попытки "перелицевать" старенькое, чтобы было почти как новенькое и даже современненькое, мне не по душе. Решительно! Ремейк - это изящно оформленный и узаконенный плагиат.

В этом году у вас своеобразный юбилей: 50 лет назад вы сняли свою первую игровую картину на "Ленфильме".

Виталий Мельников: Верно. В 1964 году на "Ленфильме" после длительных колебаний и сомнений мне доверили постановку игровой картины. Это была короткометражка по рассказу детского писателя Николая Носова "Бобик в гостях у Барбоса" (и его же сценарию) - "Барбос в гостях у Бобика". В главных ролях снимались собаки, и большой худсовет киностудии во главе с самим Григорием Козинцевым важно обсуждал кандидатуры собак-исполнительниц. Все было как настоящее. В графике текущих студийных планов значилось: "Фильм "Гамлет", реж. Козинцев - строительство декорации "Замок Эльсинор". "Фильм "Барбос в гостях у Бобика", реж. Мельников - строительство декорации "Конура Барбоса". Ленфильмовские снобы при встречах вежливо мне кланялись и нехорошо улыбались. На заключительном худсовете после просмотра моего опуса Козинцев задумчиво сказал: "Ну что же... Мне кажется, здесь есть не только дрессура, но и режиссура". Так я стал ленфильмовцем.

Верите в возрождение "Ленфильма"? Многие сомневаются.

 

Виталий Мельников: Прежде чем ставить диагноз, следует разобраться. Что мы имеем в виду? Техническую базу или некий творческий коллектив единомышленников, которые хранят и поддерживают определенные традиции, творческие принципы. Если речь идет о кинофабрике, то можно сказать с уверенностью: "Ленфильм", конечно же, можно модернизировать и в этом смысле "возродить". А вот как возродить "студийность"? Это вопрос сложный. В это можно только верить. Никакие указания сверху и никакие денежные взбадривания тут не помогут. Не знаю, как другие ленфильмовцы, но лично я верю.

Светлана Мазурова, "Российская газета". фото - Владимира Бертова

 

***

Выход фильма А.Германа откладывается

 

Выход нового фильма Алексея Германа-младшего "Под электрическими облаками" откладывается из-за недостаточного финансирования. Картина снята, смонтирована и озвучена, остались лишь завершающие технические работы. Но спонсорские деньги закончились, а привлечь новые оказалось большой трудностью. По словам Германа, картина на сегодняшний день уже получила несколько восторженных оценок от значимых международных киноэкспертов. Это кино "в традициях классического русского романа" - так сам режиссер рассказывает о фильме.

Поиски источника дофинансирования проходят безрезультатно. По словам режиссера, причиной тому, с одной стороны, экономический кризис. С другой - участие в проекте не только России, но Украины и Польши.

 

Каков общий бюджет картины и какой именно суммы не хватает для завершения фильма, Алексей Герман не рассказывает. Опасается, что такие слова могут быть восприняты как попрошайничество. Добавляет лишь, что для российского кинопроизводства - это не огромные деньги, а для бизнеса, к которому он обращался (крупные банки и нефтяные компании), это "условно, стоимость корпоратива".

Вот как прокомментировал "РГ" ситуацию Алексей Герман-младший:

- Еще пять-шесть месяцев назад не было никаких сомнений, что картина будет закончена осенью. Фильм большей частью снят на спонсорские средства. И нам помогали наши друзья, замечательные люди, которые очень хотели, чтобы фильм состоялся. Таким образом, мы закончили съемки, мы смонтировали и озвучили фильм. Но, к сожалению, с каждым месяцем, когда происходило все больше трагических событий в отношениях России и Украины, становилось понятно, что закончить, поставить последнюю точку нам будет все сложнее и сложнее.

Мне искренне казалось, что фильм - это какое-то совместное пространство.  И что, несмотря на все сложности, несмотря на, к сожалению, неоправданную взаимную ненависть, мы остаемся близкими людьми.

Я не понимаю, почему помощь абсолютно мирному проекту вызывает либо вялую реакцию, либо вовсе отторжение. Я не хочу сказать "Ой, помогите Герману". Мне просто это удивительно, потому что кажется, что мощный культурный проект был выгоден нашей стране. Но у нас почему-то боятся, что фильм запретят на Украине, там - что запретят у нас. Получается какое-то нагромождение маразмов и глупости. Вот это обидно.

Владимир Петин, "Российская газета"

Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.