История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  В 2015-м в синематеке?  

В рамках Петербургского международного культурного форума состоялись открытые слушания проекта «Петербургская синематека». Вечер в киноцентре «Великан», завершившийся празднованием 25-й годовщины создания журнала «Сеанс», собрал множество заинтересованных гостей и представителей прессы.

О необходимости создания Петербургской синематеки наша газета уже писала. О том же говорили на слушаниях все. Противников не было. Да и в самом деле – трудно подобрать аргументы, объясняющие, почему в культурной столице не нужен масштабный культурно-образовательный центр, который мог бы позволить множеству людей, включая молодежь и совсем юных зрителей, приобщиться к лучшим достижениям мирового кинематографа. И главное – научиться понимать и ценить кино как искусство.

Собственно, таких аргументов не было и год назад, когда на предыдущем Петербургском культурном форуме идея городской синематеки была сформулирована впервые. За прошедший год она оформилась в стройную, внятную концепцию (ее разработчиком выступил коллектив журнала «Сеанс» и фонд Александра Сокурова «Пример интонации»). Получила одобрение видных кинематографистов. Нашла поддержку и понимание в правительстве Петербурга.

Но – и на нынешнем форуме эта мысль звучала практически в каждом выступлении – никакого решения на государственном уровне так и не было принято. Еще совсем недавно шел спор вокруг киноцентра «Родина», где – по ряду объективных причин – было бы правильно разместить Петербургскую синематеку: сопротивлялся живущий по соседству Дом кино. Но теперь и этот вопрос снят. Вопрос о финансировании амбициозного проекта также не является камнем преткновения – примерная стартовая смета была представлена на слушаниях, удивила и порадовала своей скромностью и наметила возможности грядущей рентабельности, а возможно (как показывает мировой опыт), и прибыльности проекта синематеки в целом. Таким образом, препятствий нет. Находящаяся в предвкушении долгожданного разрешения проблемы кинематографическая общественность, собравшаяся на слушания, делилась своими надеждами и идеями по поводу перспектив синематеки.

Александр Сокуров подчеркнул, что фундаментальные образовательные формы «абсолютно необходимы» в сегодняшней культурной ситуации. «Кинематограф – наша национальная игра. Может быть, в отличие от футбола». Но, для того чтобы отечественный кинематограф мог нормально развиваться и вновь стать конкурентоспособным, по словам режиссера и педагога, «нужно делать сто дебютов в год». Из этой сотни реально профессионально пригодными, надо полагать, окажется не больше десятка. Сокуров сказал – пять. И преимущества будут иметь те молодые режиссеры, чьи профессиональные стандарты выше. Эти стандарты и способна сформировать синематека. Выигрывает тот, кто больше видел и лучше понял. «Воспитание синематекой» – важнейшая часть образования не только множества отдельных кинематографистов, но и целых киношкол. Александр Сокуров не случайно вспомнил опыт Парижской синематеки и ее влияние на формирование самосознания французских деятелей кино. Присутствовавший в зале президент ассоциации операторов Франции Жан-Жак Буон подтвердил, что образование получил в синематеке, созданной Анри Ланглуа.

Все выступавшие на слушаниях утверждали: важен не только кинопоказ, важно создать, как выразился редакционный директор «Сеанса» и один из основных авторов проекта синематеки Константин Шавловский, особое «место силы». То есть такое, где личное общение и обмен самыми неожиданными идеями, протекая в естественной среде, общей и для профессионалов кино, и для любителей, в процессе обеспечивали бы качественный культурный прорыв. Для каждого посетителя, для будущего кинематографа, для города в целом.

Сергей Сельянов подытожил настроения собравшихся, сказав, что не понимает, почему до сих пор проект Петербургской синематеки не осуществлен. Более того – почему власти города не нашли возможностей сделать все необходимое еще в 1990-х годах. Настоящие же слушания он назвал «обсуждением бесспорного вопроса». И вновь не вызвал полемики. В конце концов, отсутствие представителей петербургских властей на этом мероприятии бросалось в глаза и было с удивлением отмечено выступающими. Но Федор Бондарчук, куратор раздела кино Петербургского культурного форума, горячо поддерживающий идею проекта, сказал, что неучастие администрации города в этот день не помеха в осуществлении идеи. И пообещал собравшимся, что через год они встретятся уже в здании Петербургской синематеки.

Лилия Шитенбург, "СПб Ведомости"

 

***

 Что смотреть будем - здесь и сейчас?
 
 
Публикаций о состоявшихся в рамках Международного культурного форума открытых слушаний о проекте петербургской синематеки появилось едва ли не больше, чем о других событиях этих дней. И большинство из них выдержано в ключе, близком к эйфории - так вдохновила людей эта "стройная, внятная концепция". И действительно, ну кто будет в "ясном уме и твердой памяти" выступать против создания в нашем городе полноценной синематеки? Только вот сам проект, мягко говоря, не выглядит убедительным. И не столько потому, что не предлагает ничего нового по сравнению с тем, что делалось и делается в многострадальном кинотеатре "Родина (за исключением, пожалуй, только детской киношколы, но это лишь общий проект). Прежде всего - никак не решена главная проблема: что показывать в этой синематеке - здесь и сейчас?
 
Лет десять назад, когда на базе СПб ГУКИТ-а создавалось новое отделение по обучению продюсеров, проводилась по этому поводу пафосная пресс-конференция, на которой я спросил тогдашнего главного киночиновника Александра Голутву, также собиравшегося там преподавать: "Хорошо ВГИК-у, у которого рядом кинохранилище Белых Столбов, а что Вы будете показывать своим студентам - и на каком носителе?" Внятно мне ответил тогда только Дмитрий Месхиев: "Будем показывать с DVD". Прошли годы  - и результат этой учебы при помощи DVD налицо: крайне низкий уровень, за редким исключением, студенческих работ нашего университета, как идейный, так и художественный. Об этом я могу судить с полным основанием, так как все последние годы  был одним из отборщиков фестиваля студенческих фильмов "Начало". И это не только мое
мнение. Сергей Сельянов, участник той памятной встречи, нынче заявляет (на пресс-конференции по итогам форума), что зря потратил восемь лет в этом университете, который превратился в "прореху на лице Петербурга". И нам снова предлагают изучать мировое киноискусство  при помощи DVD - здесь и сейчас?
 
  Дело в том, что никакая синематека немыслима без достойного показа классики мирового кино. Сейчас все кивают на пример Парижской синематеки. Но Анри Ланглуа начал с коллекционирования фильмов, а когда он начал показывать их в разных местах, государство помогло ему приобрести здание. Но никак не наоборот, как предлагается в данном проекте. В нем предполагается ежедневный кинопоказ "архивных" лент из фонда "Петербург-Кино". Но кто-нибудь из авторов проекта хоть раз дал себе труд заглянуть в картотеку этого почтенного прокатного заведения? Наша Петербургская федерация кинопрессы начала именно с этого в 2005 году, когда готовила проведение цикла показов "Грани мирового кино" с лекциями Олега Ковалова в той же "Родине"( расписания этих показов можно увидеть на нашем сайте в рубрике "Мероприятия" за 2005-2008 годы). В основном - это советский кинопрокат 70-90-х годов, с пленкой неважного качества( особенно выцветшие цветные), с зарубежными фильмами, на большинство из которых сейчас уже истек срок проката. Сегодня это смотреть уже зачастую невозможно. Есть еще областной кинопрокат, но там положение еще хуже. Есть фонд студии документальных фильмов - их смотреть можно, но это только отечественные картины. Фонд "Ленфильма" вообще малодоступен - характерно, что о нем в обсуждаемом проекте просто не упомянуто, хотя на ретроспективе ленфильмовской классики можно продержаться целый год. Кроме того, все эти фонды - это фильмы на 35-мм пленке, то есть демонстрироваться могут только в большом зале "Родины", где есть соответствующая аппаратура. В двух малых залах там  - DVD-проекторы с постоянно гаснущими лампами, так что они нуждаются в дорогостоющем переоборудовании. И это при том, что здание кинотеатра - памятник архитектуры, где любая перепланировка - только с разрешения КГИОП. Понятно, что из Белых Столбов никто фильмы не повезет - слишком накладно, цены там аховые. Так откуда к нам придет мировая киноклассика, откуда возьмется то самое "воспитание синематекой" - здесь и сейчас? 
 
  Интересно, что вся эта презентация проходила в новом многозальном кинотеатре "Великан Парк", построенном при деятельном участии Федора Бондарчука и Эдуарда Пичугина. Так почему же, если синематека обещает быть рентабельной, господа частные собственники этого роскошного кинодворца не хотят хотя бы на время, хотя бы на половине помещений приютить у себя долгожданный кинопроект? Тем более. что рядом - пустует на "Ленфильме" большой кинозал, который был обещан зрителям города при обсуждении дальнейшего пути развития киностудии. Да пригласить сюда московский Музей Кино с его фондом , раз в столице для него не находится места. Вот это и было бы решение вопроса -"здесь и сейчас", как трижды повторил Александр Сокуров. Но при этом он настаивал:" Мы не хотим создавать частную структуру, поэтому принципиально опираемся на участие города в создании такой открытой культурной площадки, равной которой в России нет". Потому что, продолжал он - "время уходит,жизнь уходит, теряется поколение". Все так, Александр Николаевич. И время уходит, и жизнь проходит, и одно, а, скорее, целых два поколения (девяностых и нулевых) уже потеряны. Только нынешнему государству опять не до культуры. Перечитайте ежегодное послание Президента "граду и миру". Ни одного слова о культуре - и это в так называемый "год культуры". Помнится, в прошлом году, кроме странного заявления, что синематекам надо показывать меньше фильмов, Александр Николаевич выступил против государственной идеологии, утверждая, что достаточно Конституции. Нет идеологии - нет и потребности в культуре. Так что же теперь надеяться на государство - здесь и сейчас?
 
-- В.К--
все фото - Роберта Дойникова
Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.