История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Друзья и годы  

НЕ СТАЛО ВИКТОРА СОКОЛОВА. ВЫДАЮЩИЙСЯ РЕЖИССЕР И СЦЕНАРИСТ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВ РСФСР СКОНЧАЛСЯ НА 86 ГОДУ ЖИЗНИ.

Сразу после окончания ВГИКа Виктор Соколов пришел на «Ленфильм». Здесь он снял свои замечательные фильмы: «До будущей весны», «Когда разводят мосты», «Друзья и годы», «День солнца и дождя», «Голубой лед», «Здесь наш дом», «Я – актриса», «Родителей не выбирают», «Встретимся в метро», «Предлагаю руку и сердце», «Сократ».

Это был яркий, талантливый человек и одаренный художник. Его фильмы помнит и любит зритель.
Его кончина – большая утрата для всего отечественного кино. Скорбим вместе с его родными и близкими.

«Ленфильмовцы»

***

Умер режиссер Виктор Соколов.
Я в молодости, работая на "Ленфильме", никак не могла понять, почему к нему с таким уважением, даже почтением, относятся все "коренные ленфильмовцы" - и классик Иосиф Хейфиц, и Илья Авербах, и Виктор Трегубович, и Алексей Герман, и Семен Аранович, и Виктор Аристов.
Для меня в ту пору Соколов был, прежде всего, режиссером неудачных (а то и просто посредственных) фильмов, а они все считали его талантом, у которого просто что-то разладилось в жизни.
И когда я начинала спорить, они все отвечали, что его "Друзья и годы" - это, как и "Рабочий посёлок" Венгерова, - картина, из которой и родился тот великий "Ленфильм" 70-х-80-х, который мы все так любим.
Я была максималистка, и орала, что один выдающийся фильм не может оправдывать остальную унылую кинобиографию.
Но они все со мной не соглашались.
Понадобилось много-много лет и много горестных событий и открытий, чтобы мне стало ясно: бывают люди нежные, с хрупким позвоночником, которых можно сломать - не то, что одним ударом, а просто неловким движением.
Соколов был именно такой - нежный и хрупкий, и это понимали все, даже такие железобетонные бойцы, как Герман и Аранович. Не понимала этого тогда только я.
И в самом деле, его "Друзья и годы" - картина для "Ленфильма" (да и для эпохи) основополагающая. За эту картину его сразу и раздавили. 
Не насмерть. Но искалечив.
И еще: он потом всю жизнь, так или иначе, снимал кино о предательстве и о том, как мир недобр к человеку. Получалось или не получалось - второй вопрос. Но мысль эта навсегда стала его идеей-фикс.
Я тогда была совсем молода, жестока, считала, что принцип "правду говорить легко и приятно" всеобъемлющ, и потому била его за каждую неудачу - всласть и наотмашь.
Он зла не держал, только смотрел своими огромными добрыми глазами - укоризненно.
Я очень перед ним виновата.
Жаль, что кино назад не отматывается и не все ошибки молодости можно исправить в зрелости...
Простите меня, Виктор Федорович.
Светлая память, Царствие небесное.


Виктор Соколов: 
"...Когда картина была готова, мы повезли ее на суд начальства в Смольный. [...] В зале собрались «отцы города» первый секретарь обкома Толстиков, первый секретарь горкома Попов, другие важные чины. И вот по мере развития сюжета они стали проявлять признаки неудовольствия, дошло до того, что в наш адрес неслись личные оскорбления, вплоть до верчения пальцем у виска. Директор студии Киселев воздевал руки кверху, пытался уговорить публику, что дальше, мол, будет лучше...
Однако ситуация накалялась. Я думал, что доживаю последние часы. По окончании демонстрации меня прямо обвинили в антисоветчине, а один из генералов так в сердцах пнул коробки с пленкой, что они покатились по коридору.
Мы вышли из Смольного в темень. Была зима. Над нами раскинулось беззвездное небо, падала гигантская тень от памятника вождя, мне казалось, что и он на меня разгневан. Думаю, что если бы на дворе был 1937 год, то из партийной цитадели меня бы просто не увезли[...].
Когда картину посмотрели в Главке, раздались громовые аплодисменты. Раздались голоса, что картину надо показать правительству, что это большой фильм. [...]
А коллеги оценили фильм, его новаторские стороны: полифоническое ведение диалога, необычный монтаж. Мне говорили, что картина стала внутренним талисманом для многих, Алексей Герман, перефразировав известное изречение о том, что все русские писатели вышли из рукава гоголевской «Шинели», заявил, что кинематографисты — из картины «Друзья и годы». [...]
Все мои фильмы про идеализм. Выше идеализма, по-моему, ничего человечество не придумало.
Вот Платов, один из главных героев в «Друзьях и годах», очень важный для меня персонаж, — воплощение большой совести, заквашенной на том, что «я существую для других». [...]
Сила картины в том, что она вся построена на парадоксальных ходах, так же как это происходит в жизни. Так, в картине один друг предает другого, и все-таки вызревает идея, что дружба существует! [...]
Важно, что картина не замыкается на контексте времени, история впитана в героев. Это искренний документ времени.
Я не снял ни одного кадра без влюбленности в Родину.
Когда я подбирал актеров в «Друзьях и года», вспоминал простые лица в нашем послевоенном дворе, полные внутреннего героизма. И получился сильный актерский ансамбль. [...]
...Интересно, что мои картины не имеют быстрого успеха у зрителей, успех приходит постепенно. [...]
Это — как любовь со второго взгляда..."
СОКОЛОВ В. «Это было недавно, это было давно» (записала Елена Петрова) // Кадр. 1991. № 6


Ирина Павлова (facebook)

***

Тихо, почти незаметно прошло известие о кончине петербургского режиссера Виктора Соколова. Ни одной публикации в печати. Так, сообщения на паре сайтов. Между тем, он был из тех художников, на фильмах которых зиждилась слава "Ленфильма" как передовой киношколы страны. На слуху были знаменитые режиссеры, такие как Козинцев, Хейфиц, Авербах, Герман, каждая работа которых вызывала неизменный интерес. Но были и мастера, вписавшие свое имя в историю студии - и всего отечественного кино - одним или двумя выдающимися фильмами. В их лучших работах запечатлен тот дух художественного поиска, каким прежде всего был славен "Ленфильм". Это и "Балтийское небо" Владимира Венгерова, это и Республика ШКИД" и "Интервенция" Геннадия Полоки, это и "Иду на грозу" и "Вдовы" Сергея Микаэляна, это и "На войне как на войне" Виктора Трегубовича, "Первороссияне" Александра Иванова и Евгения Шифферса, "Источник" Анатолия Граника, "Вторая попытка Виктора Крохина" Игоря Шешукова, "Летняя поездка к морю" Семена Арановича, "Порох"Виктора Аристова - и многие другие...Таким был и лучший фильм Виктора Соколова - "Друзья и годы" по сценарию Леонида Зорина, хотя и подвергнутый жестокой партийной цензуре. Недаром Ал.Герман выделял именно этот фильм. Для студии он был таким же знаковым, как "Застава Ильича" для "Мосфильма". Знаковым было и само название фильма, отражавшее и студийный дух, пронесенный друзьями-соратниками сквозь годы. А с какими сценаристами работал Соколов? Сергей Воронин, Василий Аксенов,Эдвард Радзинский. Юрий Нагибин, Игнатий Дворецкий... И Чехов - при работе над экранизацией повести "Моя жизнь". Однажды на "посиделках" в директорском кабинете "Ленфильма" я оказался рядом с Виктором Федоровичем. Тогда такие встречи с журналистами и критиками - и не только по поводу новых фильмов - случались регулярно (при директорах А.Голутве и В.Сергееве). Виктор Федорович спросил меня, видел ли я фильм "Моя жизнь". И я ответил, что в нем большая разница между первой серией и двумя последующими. Надо было видеть, как растроган был этими словами пожилой режиссер.
Дело в том, что именно он выстрадал и начал снимать эту ответственную картину, но по каким-то неясным причинам он был отстранен и заканчивал работу другой режиссер. Он не выглядел обиженным человеком - только сожаление о прерванной работе, обещавшей стать шедевром. Он не растерял и мастерства - и замечательный фильм "Я - актриса" тому подтверждение. Он работал пока жива была студия. Свой последний фильм снимал от студии им. М.Горького в Болгарии вместе с Выло Радевым ("Гераковы"), но этого фильма мы уже не увидели... И так годы проходят и настоящих друзей остается все меньше и меньше... 
 
                                                                                                                               - В.К. -
Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.