История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  "Этот стон у нас песней зовется". К итогам киногода.  

Настало время подведения итогов очередного киногода, широковещательно объявленного у нас "годом кино". Однако, писать, собственно, не о чем. Как уже все позабыли, что предыдущий год значился "годом литературы", так и память о нынешнем растает без следа. Как и не было. Хотя где-то в провинции добавилось, как говорят, пара сотен кинозалов. А власти уже переключились на "год экологии" - может быть, хоть грязи в стране уменьшится...

Господа деньгодаватели и деньгоупотребители судорожно подсчитывают убытки от этого несчастного "года кино". Как всегда, бухгалтеров от искусства интересует только дебит/кредит. На вершину успеха ими вознесен довольно унылый боевик "Экипаж", перед режиссером которого, удачливым Николаем Лебедевым, нынче открываются любые бюджетные горизонты. Ну, прямо - "Спилберг ты наш!" Никто уже не озаботится, что сюжет фильма далеко не оригинален, да и советский вариант А.Митты не был, мягко говоря, шедевром. Кто в этом случае вспомнит об убогих художественнных достоинствах картины? Попробуйте заикнуться - вас просто не поймут. Откуда, вы, дескать, батенька, свалились? С какой печки-завалинки? Где просидели свои 33 года? Другое время на дворе. Это верно. Время - другое. И песни - другие...

Просматривая свои отчеты за последние пять лет, отмечаю печальную тенденцию. В 2011 на экраны вышли такие заметные фильмы как "Елена" А.Звягинцева, "Жила-была одна баба" А.Смирнова, "Дом" О.Погодина, "Счастье мое" С.Лозницы, "Мишень"А.Зельдовича, которые свидетельствовали о глубоком кризисе общества. Дебют можно было отметить только один - "Суходол" А.Стреляной. В 2012 году вышли "Фауст" А.Сокурова, "Я тоже хочу" А.Балабанова, "В тумане" С.Лозницы, "Белый тигр" К.Шахназарова - в отсутствии  перспективных дебютов. Опасно увеличился разрыв между авторским кино (условно -"Фауст") и стандартно-развлекательной продукцией(условно - "Ёлки/"Сталинград"). Приходится прибегать к самоцитированию: "Если не изменится политика в области культуры,то разрыв между этими полюсами станет непреодолимым". В 2013 году выше среднего уровня поднялся только фильм К.Лопушанского "Роль", а из дебютов выделился только "Горько!" Ж.Крыжовникова, который, однако, на этом и остановился. Между тем, второй фильм талантливой А.Стреляной "Море" - так и не дошел до экранов, хотя в продюсерах числился успешный А.Учитель. Кстати, эта картина была первой, снятой у Северного моря - до "Почтальона Тряпицина" и "Левиафана". Приговор тогда гласил: "Российское кино в глубоком кризисе. Прежде всего- кризисе идей". В 2014 вышел долгожданный фильм "Трудно быть Богом" А.Германа, а также "Дурак" Ю.Быкова и "Кино про Алексеева" М.Сегала, многообещавшие, но не получившие должного продолжения дебюты - "Как меня зовут"Н.Сайфуллаевой, "Класс коррекции" И.И.Твердовского, "Комбинат "Надежда" Н.Мещаниновой(вообще запрещенный к показу). Эти остросоциальные дебюты породили было надежду, что поколение "новых тихих" сменится поколением "новых злых". Но в 2015 году уже не наблюдалось ни "тихих", ни "злых": "Брат Дэян" Б.Бакурадзе, "Пионеры- герои" Н.Кудряшовой да "Под электрическими облаками" А.Германа. И на детских сеансах показали многострадальный "Дар" талантливейшего Сергея Карандашова, в продюсах которого числились три последних директора "Ленфильма". Последний из них, Э.Пичугин, числится продюсером столь же давно обещанного наполовину кукольного фильма А.Стреляной "Самый рыжий лис", который опять-таки не доберется до проката. Зато столичная критика захлебывается от восторга по поводу лживого "Левиафана" и фекальной "Страны Оз". Авторское кино закончилось. Коммерция, спонсируемая государством, поглотила все.

О каких фильмах можно всерьез говорить в 2016 году?  Всё так называемое "авторское кино" началось страшно зашифрованным фильмом А.Миндадзе "Милый Ханс, дорогой Петр" (см. текст в рубрике "Кинопроцесс" от 20-3-2016) и закончилось  не менее туманной и двусмысленной "Франкофонией" А.Сокурова (см. текст в рубрике "Статьи и проекты" от 6-52016). У наших авторов вновь "эзопов  язык" и "фиги в карманах". Как же-с, цензура кругом! Некие общественные организации вздохнуть свободно не дают - жалуются господа либералы, еще вчера взывавшие к гражданскому обществу. Но, когда граждане проявили недовольство их творчеством - тут же обвинили власти в "потакании горлопанам"... Один из бывших "новых тихих" г-н Хомерики, недавно еще нашептывавший "сказки про темноту", решил раздвинуть горизонты и поднатужился на высокобюджетный "Ледокол". Вместо темноты у него теперь - сплошные ледяные просторы, но горизонты остались столь же убогими - на уровне мужских разборок по поводу уровня своей крутизны.

Когда-то, а именно в 2000 году, совместным скромным фильмом "Рожденственская мистерия" дебютировали двое питерских постановщиков - Юрий Фетинг и Андрей Кравчук. Тогда, помнится, после премьеры в Доме Кино мы с журналистами шутили, что "Ленфильм" знает много славных содружеств - Козинцев и Трауберг, Хейфиц и Зархи, братья Васильевы...- и только время покажет, кто из молодых есть кто. Время и показало. Фетинг снял три достойных оригинальных фильма со своей темой и стилем. А Кравчук чередует стандартные сериалы с псевдоисторическими блокбастерами под сенью Первого телеканала - "Адмирал", "Викинг"... Из выдвиженцев "Кинотавра" только Алексею Мизгиреву удалось справиться с высоким бюджетом в "Дуэлянте" - за счет оригинального сценария, замечательной работе художников, воссоздавших "призрачный Петербург", осмысленной актерской игры. А причудливому сценарию Юрия Арабова "Монах и бес" вновь не повезло - нет у нас для такой прозы адекватного постановщика, недаром Арабов все чаще задумывается о режиссуре...

Среди дебютов можно выделить лишь "Коробку" Эдуарда  Бордукова - за внятно и без нажима поданную тему межнационального общения. Самая же большая неожиданность года - уверенная работа Кима Дружинина и Андрея Шальопы над своим вторым совместным фильмом - "28 панфиловцев". Вопреки злорадным ожиданиям многих наблюдателей, им удалось снять фильм безотносительно к мифам, пропаганде и спорам историков. Они показали только страшный бой - причем, с такой степенью достоверности, что зритель чувствует себя сидящим с героями в окопе. Потому широкий зритель и пошел на фильм . Недаром чаще всего в связи с этим фильмом вспоминали "Горячий снег" Г.Егиазарова по  прозе Ю.Бондарева - только этому "народному" фильму удалось приблизиться к уровню советского кино.

"Что могут предложить кинематографисты?" - спросили у режиссера Карена Геворкяна. "Честную работу вместо перепроизводства патологий" - отвечал он. Тех патологий, которые поднимаются либеральными критиками на щит - в "Зоологии" И.Твердовского, "Ученике" К.Серебренникова, радиопьесе на экране "Коллекторе" А.Красовского и проч. Стоит вновь и вновь перечитать это интервью замечательного режиссера (см.рубрику "статьи и проекты" от 31-10-2016): "Настоящая драма нашего кино не в творческих успехах Звягинцева, а в том, что не появился новый Шукшин. Российский кинематограф находится не в кризисе, а в катастрофическом состоянии...В 20-м веке мы умудрились предать сразу две великие  культуры - русскую и советскую... Народ не верит мастерам экрана и правильно делает, они живут и снимают так, будто страны не существует". Геворкян снял свой фильм " Вся наша надежда" после 35-летнего перерыва - и кто поручится, что его увидят зрители?... Об этом же пытался говорить и Николай Бурляев во время подведения итогов года кино на Петербургском Культурном форуме: "То, что происходит в нашем кино - это предательство со стороны коллег: они думают только о финансовой стороне, но забывают о духовной. Это эффективность пустоты. Кино предано как искусство". После этих слов сидевшие в президиуме "коллеги" - Ф.Бондарчук, А.Учитель, С.Сельянов - оборвали его выступление. Но все больше тех, кто искренне переживает за состояние отечественного кино. Таких, как Евгений Гришковец: "Я стараюсь смотреть наши новые фильмы... Но больше уже не могу! Меня тошнит!.. Тошнит от того, что надежды не осталось." (см. текст в рубрике "статьи и проекты" от 1-11-2016). И далее: Если человек выходил на кинематографический свет как нонконформист, как смельчак и представитель новой волны, нельзя так быстро, так легко и главное, так дешево сдаваться. В противном случае  пропадает всякая надежда..." Он прав.

Но какую надежду можно возлагать на фильмы, уже объявленные "главными событиями" 2017 года? "Масштабное фэнтези про инопланетян" - "Притяжение" от Ф.Бондарчука? Космические подвиги наших космонавтов - "Время первых" от Д.Киселева и "Салют-7" от К.Шипенко? Очередные исторические фэнтези - "Матильда" от А.Учителя и "Легенда о Коловрате" от И.Шурховецкого? Или боевик про отряд наших супергероев - на зависть голливудским - в "Защитниках" от С.Андреасяна? От одних названий веет вторичностью и безнадежной тоской. Ну, что ж, какое время - такие и песни. Как писал поэт: "Выдь на Волгу : чей стон раздается над великою русской рекой?/ Этот стон у нас песней зовется - то бурлаки идут бечевой". Так и наши кинематографисты бредут, согнувшись под бременем бесполезного груза, надрываются - не зная, во имя чего...

 

-- В.К.--

Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.