История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Мелодрама от К.Лопушанского  

На 39-м Московском международном кинофестивале известный петербургский кинорежиссер Константин Лопушанский представил новый проект - фильм "Сквозь черное стекло", к съемкам которого приступит в октябре. Корреспондент "РГ" встретилась с режиссером.

 

Константин Сергеевич, вы работаете в жанре притчи и антиутопии. В  какое будущее перенесет зрителей ваш новый фильм?  Или расскажете о каком-то периоде нашей истории?

Константин Лопушанский: Это современная история, что для меня не характерно. Мелодрама. Но не классическая. Рядом присутствуют и философские, и метафизические аспекты. Мне думается, это позволяет шире взглянуть на проблемы, на болевые точки современной жизни… Одна из тем, которая меня в последнее время волнует и наводит на печальные размышления - определенная радикализация взглядов, мнений в обществе, обретающая порой не просто споры, а  крайние формы антагонизма, противостояния. Чрезвычайно несправедливы одни и другие по отношению к противоположной стороне, не брезгуют фейками, искажением фактов. Это очень опасная вещь для любого общества, грозящая взрывом. Градус взаимного неприятия очень высок. Есть в моем сценарии и тема столкновения поколений. На мой взгляд, это крайне болезненные проблемы современной жизни, потому они и присутствуют в фильме, но, разумеется, опосредованно, как часть той жизни, в которой оказываются герои.

Кто приглашен сниматься?

Константин Лопушанский: В главной мужской  роли снова, как и в фильме "Роль", Максим Суханов. На героиню утвердили молодую петербургскую актрису Василису Денисову. Будет сниматься и замечательная актриса Надежда Маркина, с которой я давно хотел поработать. В основном, группа состоит из людей, с которыми я работал и раньше, чему я очень рад. Продюсер Андрей Сигле, его студия Proline Film. Оператор Дмитрий Масс. Съемки пройдут в Петербурге, небольшая часть - в Германии, у нас копродукция, будут и иностранные партнеры.

После фильма "Роль" у вас была творческая пауза длиною в четыре года. Счастливы, что снова будете снимать?

Константин Лопушанский: Конечно! Увы, такие мои циклы… К сожалению, не получается снимать чаще. После окончания съемок я быстро пишу другой сценарий, но пока этот маховик раскрутится, проходят неизбежные пять лет. Жду, чтобы сценарии настоялись, как хорошее вино, чтобы я был уверен в них. Дальше определяюсь с продюсером. Решаем, как будем осуществлять замысел, выходим на питчинги, ищем связи с зарубежными партнерами, собираем бюджет.

У нас есть "Ленфильм", но именитые петербургские режиссеры Овчаров, Мамин, Сорокин уже несколько лет ничего не снимают - нет финансирования. А другие едут в Москву снимать сериалы. Ваш сознательный выбор - не браться за телевизионное кино?

Константин Лопушанский: Основные деньги на  кинопроизводство - на телевидении. Я понимаю своих коллег, осуществляющих там свои замыслы. Каждый выбирает для себя. Я мог бы работать для телевидения, но если есть выбор, мне предпочтительнее кино: другие условия для производства, другие критерии по отношению к материалу.  Если бы мой замысел требовал осуществления в ТВ-формате (длительный роман, а не короткая повесть), то, наверное, я бы реализовал его.

Вы преподаете?

Константин Лопушанский: Да, в петербургском Институте кино и телевидения. У меня там первый курс и дипломники - хорошие ребята, я ими очень доволен.

Какие у вас отношения со студентами? Такие, как были у вас с вашим мастером Эмилем Лотяну на Высших курсах сценаристов и режиссеров? Или такие, как с Тарковским?

Константин Лопушанский: В основном, да. У нас нет барьера для общения, они это чувствуют. Профессиональный разговор получается. А это самое главное. Смотрим фильмы, анализируем, обсуждаем. Я в курсе всех новинок, поскольку член трех киноакадемий - "Ники", "Золотого орла" и Европейской, все присылают фильмы. И, конечно, то, что считаю лучшим, даю посмотреть своим студентам. Образованные ребята растут, знают новое европейское кино. Находясь в профессии, надо быть грамотным, понимать, куда идет кино, как развивается, чтобы не изобретать велосипед.

Болит душа, как сложится их судьба в кинематографе, будут ли снимать кино, которое увидит зритель?

Константин Лопушанский: Естественно, болит.  Но мои выпускники все-таки в основном  работают, востребованы: Леонид Пляскин, Николай Борц, Петр Амелин, Игорь Нурисламов  снимают телефильмы, сериалы, их показывают на ведущих каналах страны. Причем у каждого из них уже почти по десять работ. У Ильи Северова был недавно дебют полнометражной картины на "Ленфильме". Состоялся кинодебют и у Евгения Татарова, он очень ярко заявил себя короткометражкой "Нарисованная птица" - она была в Каннах, в программе дебютных фильмов. Возможно, состоится в ближайший год и полнометражный дебют  Михаила Марескина, очень необычного, на мой взгляд, режиссера. Кинорежиссер - такая профессия, что не все сразу находят в ней свое место. Но эти ребята нашли, и я очень рад этому, как мастер.

Согласны с тем, что российский кинематограф обмельчал?

Константин Лопушанский: Я не стал бы морализировать на эту тему. В искусстве всегда всё движется методом волны, колебания маятника. Качнулось влево, качнется вправо. Времена разные. В этот год, кажется, обмельчал, в следующий, наоборот, будет богатый урожай.  Такой процесс. Мне кажется, к этому надо спокойно относиться, анализировать ситуацию, пытаясь понять, в чем причина. Недостаток финансирования - одна из причин. Небольшое количество фильмов - могло бы быть больше, было бы из чего выбирать.

Справедливо ли, что успех фильма измеряется у нас доходами в прокате?

Константин Лопушанский:  Доходы - важный критерий, но только в том случае, когда речь идет о жанровом кино. И, кстати,  выручка во многом зависит от того, сколько денег вложено в так называемую раскрутку. Если в бюджете на нее заложена большая сумма, то будет, разумеется, хороший прокат. Другое дело - снят прекрасный фильм, но нет денег на его продвижение, и тогда прокат будет, увы, незначительным. При всех достоинствах фильма. Бывает, конечно, по-разному - у каждого фильма своя судьба, случаются исключения из правил… Мы с Андреем Сигле сталкивались с этим. Он вкладывает свои деньги, и дай бог, чтобы их хватило на кино. На продвижение в бюджете денег нет, а значит… Благодаря критикам, фестивалям, твоя картина становится  известна. Но основная публика следит за афишами и рекламой, а не за фестивалями.

У американцев, к слову, на продвижение идет примерно столько же денег, сколько на фильм. Представьте, какие это суммы! Поэтому наша оценочная позиция несправедлива, тут много несовершенного, недоработанного, требующего переосмысления. Мне кажется, правильные мысли от этом у Карена Шахназарова - какой должна быть система кинопроизводства, какие изменения нужны.

Сейчас киносообщество обсуждает вопрос о повышении стоимости прокатного удостоверения для выходящих на наши экраны фильмов до 5 миллионов рублей. (Раньше, для того чтобы выйти в прокат, нужно было заплатить 3500 рублей - "РГ"). Кинематографисты считают, что подобная мера приведет к тому, что независимое и авторское кино будут потеряны для российского проката.

Константин Лопушанский: Действительно, это так. Такое нововведение поставит в тяжелейшую ситуацию производство серьезных авторских фильмов, да и вообще всех отечественных фильмов, за исключением блокбастеров. Беру для примера наше с Андреем Сигле кино. Бюджет рассчитан, что называется, до копейки (у нас еще будут и западные партнеры), и тут продюсер должен взять и вынуть из него 5 миллионов. Производство лишается значительной суммы. При наших минимальных бюджетах - кто это сможет сделать? Возьмите французскую модель, там не душат свое национальное кино, там ему помогают. Почему нельзя перенять такого рода модель - не понятно.

Недавно у вас был юбилей. Как отметили?

Константин Лопушанский: В кругу семьи, в приятной атмосфере. "Работал" оператором телефонной станции: огромное количество людей с утра до ночи звонили, поздравляли. Приятно было пообщаться. Тем более с теми, с кем не виделись много лет.

В  нашем петербургском киноцентре "Родина"  прошла ретроспектива моих фильмов. Это был пленочный показ, что в наше время большая редкость. Меня порадовало хорошее качество и то, что зал все время был полный, 80 процентов - молодежь, студенты. Значит, им интересно такое направление в искусстве, которое я представляю. Не хотелось бы столкнуться с ситуацией, когда  зрителей становится все меньше и меньше… В "Авроре", кстати, тоже показали отреставрированную копию "Русской симфонии" - и снова полный зал. Это мои маленькие юбилейные  радости. Приятно было, что и Берлинский кинофестиваль провел специальный юбилейный показ "Писем мертвого человека" в этом году, в честь  30-летия выхода фильма на экран. Странно, конечно, что этого не сделали российские фестивали, ну да ладно, не вспомнили и не вспомнили. Бывает. Если уж что и удивило меня, так это киностудия  "Ленфильм", на которой я проработал более 37 лет и в штате которой состою до сего дня. Не вспомнили. Даже открытки не послали. Не вспомнил и Союз кинематографистов (Санкт-Петербургское отделение).

По каналу "Культура" в программе "Острова" был  фильм о вас, вы смотрели?

Константин Лопушанский: Смотрел. Интересно было увидеть себя со стороны. Тем более что в фильме много неожиданного для меня материала из моего музыкантского прошлого, из периода обучения на Высших режиссерских курсах в Москве. За это отдельное спасибо автору.

А потом показали мой фильм "Письма мертвого  человека", который был в 1987 году в Каннах, прошел по всему миру. И тут я испытал сильнейший удар! Немыслимое качество, просто за гранью приличий… Мы столько времени работали над цветовой гаммой картины, она там разная, сложная: снимали на черно-белую пленку, потом тонировали, создавали цвета, это часть произведения. А тут серая размытая масса… После этого у меня звонков было больше, чем поздравлений с юбилеем. В интернете копии в сто раз лучше, можно посмотреть, можно скачать, что и делают мои студенты. Дважды выпускали DVD. Кстати, на Берлинском кинофестивале была показана   прекрасная копия. А тут такое невообразимо плохое качество… Почему? Казалось бы, канал "Культура", отдушина для творческой интеллигенции, масса замечательных программ!

Картина снималась на "Ленфильме". Как ее приняли ленфильмовцы?

Константин Лопушанский: Это было тяжелое время для такого рода фильмов. Снимали мы в 1985 году. Жесткая цензура. Земля уже начала колебаться под ногами чиновников от культуры, но еще не до такой степени, чтобы позволить снимать фильм о ядерной катастрофе, причем не понятно, где происходит действие фильма, в какой стране, и откровенно религиозный финал. Картину закрывали. Я снимал ее почти год, что немыслимо. Приходилось крутиться, в чем-то обманывать…Мощную поддержку фильму оказало Первое творческое объединение и его мастера -  Алексей Герман, Семен Аранович, а также Ролан Быков, снимавшийся в "Письмах…". За это низкий поклон им. Я об этом никогда не забываю. В 1986 году произошел Чернобыль, авария, повергшая в ужас всю планету. Мне рассказали, что в Госкино сомневались, выпускать ли фильм, "убить" или оставить живым режиссера за такое безобразие, и отправили фильм Горбачеву. Говорят, Михаил Сергеевич посмотрел фильм и сразу позвонил Ермашу, председателю Госкино: "Наконец-то вы перестроились, Филипп Тимофеевич, поняли, что такое новое мышление, какая это угроза - ядерная  зима…". Сразу последовал приказ Ермаша: две тысячи копий и всесоюзная премьера. Я думал, что это "байка", однако в 2006 году, когда мы встречались с Михаилом Сергеевичем на съемках "Гадких лебедей", он подтвердил эту историю.

- Расскажите о своих корнях. Что вы переняли от родителей?

- Константин Лопушанский: По отцовской  линии у нас в семье были священники и военные. Мой дедушка, Тимофей Петрович Лопушанский, был священником. Его расстреляли в 1938 году. Мама - доктор филологических наук, была одним из ведущих специалистов по старославянскому языку. Я знал этот язык, читал в детстве "Слово о полку Игореве". Воспитывали правильно. Человек должен знать культуру своей страны, корни. С детства меня учили музыке. Окончил консерваторию по классу скрипки. Потом  увлекся литературой, стал писать. Постепенно дошел до кинорежиссуры. Наверное, это типичный путь режиссера. А все остальное обо мне - на экране…

 

Светлана Мазурова, "Российская газета"

Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.