Круглый стол «Антикризисный союз: Объединение книжного дела и кинобизнеса» Сближение КИНО и КНИГ - впервые на книжном салоне по примеру аналогичных форумов в Берлине (Берлинале) и Франкфурте (Международная книжная ярмарка) КРУГЛЫЙ СТОЛ «АНТИКРИЗИСНЫЙ СОЮЗ: ОБЪЕДИНЕНИЕ КНИЖНОГО ДЕЛА И КИНОБИЗНЕСА» в рамках IV выставки-ярмарки «Санкт-Петербургский международный книжный салон» 24 апреля 2009 в 12:00 Конференц-зал 7-2 выставочного комплекса «Ленэкспо» (Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., 103, павильон №7) Несмотря на внешне разные потребности и различную динамику развития киноиндустрии и книжного бизнеса, у них есть много общих интересов. Число литературных адаптаций для большого экрана продолжает расти. Кино и книги вдохновляют друг друга на появление культовых проектов. Наша задача – сокращение дистанции и оживление контактов между культурными отраслями. К обсуждению на круглом столе предложены следующие темы: - Кризис сценарного искусства – правда или вымысел? - Экранизация – это просто. Или нет? - Нужен ли нам рынок аудиовизуальных прав? Является ли перспективной для России международная практика сближения издательского дела и кинобизнеса? - Насколько развит рынок аудиовизуальных прав в России? Как он регламентируется? Судебная практика. - Способы финансирования новых проектов в области кино и литературы в условиях кризиса. В качестве спикеров и участников круглого стола приглашены: - Алексей Сохнев – начальник экспертно-аналитического отдела Министерства культуры РФ - Писатели Андрей Кивинов, Дмитрий Вересов, Павел Крусанов, Надежда Петренко-Моген (Франция) - Александр Прокопович – главный редактор издательства Астрель-СПб - Вадим Назаров – главный редактор издательства Амфора - Алексей Гордин – главный редактор издательства Азбука - Ирина Евтеева – кинорежиссер, сценарист - Сергей Овчаров - кинорежиссер, сценарист - Владимир Шайдаков – оргсекретарь Правления Союза кинематографистов СПб - Мария Соловцова – кинорежиссер, сценарист - Аркадий Тигай – писатель, сценарист - Андрей Сигле – кинопродюсер, композитор - Константин Лопушанский – кинорежиссер, сценарист - Дмитрий Светозаров – режиссер, кинопродюсер - Станислав Корнилов - специалист по авторскому праву (Адвокатское бюро Корнилова) - Алина Батаман – организатор европейских рынков визуальных прав (Лондон, Франкфурт, Берлин, Канны) При поддержке Санкт-Петербургского филиала Российского Книжного Союза, Союза Кинематографистов СПб, киностудии Proline-film, агентства Инфо-Навигатор и A+K Agency (Германия). Кино и книги Концепция объединения издательского дела и кинобизнеса Нехватка хороших сценариев, небанальных сюжетов и драматургических поворотов резко ощущается в кинематографе, и это в то же самое время, когда в издательском деле открываются имена новых талантливых авторов, которые предлагают читателю поражающие воображение истории. Недаром самые популярные сериалы и фильмы были сняты по книгам, которые прошли проверку читательским интересом, их экранизаций зрители ожидали. Если говорить о современной российской литературе, то яркими примерами могут служить сериалы «Улица разбитых фонарей» (по рассказам Андрея Кивинова) «Вепрь» (роман Олега Егорова), «Тайны следствия» (по книге Елены Топильской, а также блокбастеры Ночной и Дневной «Дозоры» (по произведениям Сергея Лукьяненко), «Азазель», «Турецкий гамбит» и «Статский советник» (Борис Акунин), «Обитаемый остров» (братья Стругацкие). С другой стороны, успешное кино, снятое по классике или современной литературе, вызывает новый интерес публики к произведению, что улучшает продажи книг. Взаимосвязь издательского дела и кинобизнеса очевидна, однако в российской практике две культурных индустрии существуют изолированно друг от друга. До сегодняшнего дня не существовало цивилизованного рынка аудиовизуальных прав, налаженного потока информации о новейших и грядущих публикациях, которые могли бы заинтересовать киностудии. Нет системы, есть случайность, когда в руки продюсера попадается нужная книга. А сколько звезд не зажглось на литературном и кино-небосклоне из-за того, что это случайность не произошла? Для того чтобы создать общее поле деятельности для издательского дела и кинобизнеса, свои силы объединили Международная книжная ярмарка во Франкфурте и Кинофестиваль в Берлине. Уже несколько лет подряд на книжной ярмарке и на Берлинале проходят рынки аудиовизуальных прав. С этого года идею подхватили крупнейшие книжные салоны Европы. В марте этого года в Париже прошел первый «рынок аудиовизуальных прав» в рамках Парижской книжной ярмарки, на очереди – Лондонская книжная ярмарка и Международный кинофестиваль в Каннах. К сожалению, Россия до этого момента на Рынках аудиовизуальных прав была представлена единичными примерами. Современный рынок аудиовизуальных прав находится в России на начальной стадии развития. Удачные проекты, порой, создаются скорее вопреки, нежели следуя цивилизованной схеме договоренностей. Для того, чтобы Россия на западе считалась надежным культурным партнером, чтобы наши литературные произведения и современные картины были включены в европейское культурное пространство, нам нужно стать частью международного рынка аудиовизуальных прав. Недостаток сюжетов для экранизации может быть восполнен огромной базой предложений, представленной на мировых рынках аудиовизуальных прав, и российские книжные новинки также могут стать ее частью. Рынок аудиовизуальных прав в России должен объединить творческие силы издателей и кинопродюсеров. Тесное взаимодействие двух индустрий может вдохновить на создание культовых проектов. Это фильмы не только бы вернули нашего зрителя в кино, но и достойно представляли бы Россию на международных книжных и кинематографических форумах, содействовали бы развитию современного визуального и литературного стиля и языка. Ситуация на российском рынке аудиовизуальных прав: Кинобизнес В настоящее время нет отлаженной структуры взаимодействия между индустрией кино и издательским делом. Две культурные отрасли существуют изолированно. - отсутствует полная и структурированная информация о произведениях, которые могли бы стать успешной адаптацией; - нет общей системы продвижения аудиовизуальных прав. В основном, общение на предмет продажи прав происходит с авторами произведений, которые направляют продюсеров к правообладателям. - не разработана система «обратной связи», по которой кинопродюсеры могли бы предлагать издателям синопсисы, тритменты, сценарии картин, на основе которых создавалось бы литературное произведение. Издательское дело В настоящее время нет отлаженной структуры взаимодействия между индустрией кино и издательским делом. Две культурные отрасли существуют изолированно. - недостаточная работа по продвижению и представлению аудиовизуальных прав на кинорынке. Считается, что работа с аудиовизуальными правами – это дело юристов, а не специалистов по маркетингу PR - отсутствие «обратной связи» с продюсерами: нет информации о потребностях киноиндустрии. В основном, инициатива связи с издательством принадлежит продюсерам, которым случайно попадает в руки нужная книга. Немногочисленные примеры сотрудничества книжного и кино рынков только подтверждают наличие проблемы. Неразвитый рынок аудиовизуальных прав приводит к тому, что многие достойные экранизации произведения теряются в общем информационном потоке, а прорвавшиеся бестселлеры обходятся продюсерам слишком дорого, так что их экранизация становиться порой экономически нерентабельной. Решение Решением этой проблемы может послужить создание Российского рынка аудиовизуальных прав по примеру аналогичных форумов в Берлине (Берлинале) и Франкфурте (Международная книжная ярмарка). Вопросы взаимодействия культурных отраслей будут подняты в ходе круглого стола: «Антикризисный союз: объединение книжного дела и кинобизнеса» 24 апреля в рамках Санкт- петербургского международного книжного салона. Продолжительность мероприятия 1,5 – 2 часа Просим аккредитоваться (до 22 апреля) booksandfilms@yandex.ru 8921-382-82-08 (Екатерина Соловьяненко) 8911-229-69-10 (Анна Сивенко) |