История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Уроки турецкого  

Неделя турецкого кино в С.-Петербурге дала много пищи для размышлений. До сих пор нашим любителям кино были известны, по крупному счету,лишь двое из турецких мастеров кино.Это Йылмаз Гюней - те немногие, кто видел хотя бы его "Дорогу",единодушны в оценке этого шедевра.И недавно появившийся в нашем кинопрокате Нури Бильге Джейлан,последний фильм которого,"Три обезьяны" был показан на закрытии недели.Без знания реального состояния турецкого кино могло показаться,что это редкие одиночки,сумевшие подняться над общим уровнем своих коллег.Оказалось, что это заблуждение:увиденные фильмы убедительно продемонстрировали общий высокий уровень турецкого кино и целую череду талантливых и  своеобразных кинохудожников - режиссеров, операторов, актеров, сценаристов, композиторов...

          Есть,правда,еще два турецких по происхождению мастера,работающих в Европе:Фатих Акин в Германии и Ферзан Озпетек  в Италии.Первый,вошедший в моду,вскоре может стать еще одним среднеевропейским режиссером,этаким немецким Франсуа Озоном. Второй,на мой взгляд,более серьезный художник,напротив,идет в русле традиций турецкой культуры.Конечно,в фильмах турецких мастеров прослеживается влияние европейского кино: Джейлан не скрывает своего восхищения перед Тарковским, а Омер Кавур в "Скрытом лице" выступил как наследник поэтики Антониони.Но киновлияния не заслоняют главных,судя по всему,особенностей этой своеобразной кинокультуры.Прежде всего - внимание и уважение к внутреннему миру так называемого "простого" человека.Здесь неважно,какое место человек занимает в обществе, важно - какой он,как проявляет себя в отношениях с окружающими.Будь то дети больной старушки,объединенные желанием ей помочь,но подчас не готовые пожертвовать своим благополучием("Ящик Пандоры"), или автомобильный вор,не оставляющий в беде случайно сбитую им собаку("Кувыркание в гробу"),либо юная девушка, трепетно переживающая первую влюбленность("Он меня тоже любит"),или благочестивый служащий,внезапно вознесенный в элиту местного
общества,где его вера подвергается многочисленным искушениям("Благочестие").И всюду - высокий уровень актерских работ, позволяющий показать героя во всей полноте без всякого нажима,просто и естественно. 

                  Еще одна особенность - сам ритм турецкого кино,в своих лучших,по-моему,проявлениях - тягучий,медитативно-сосредоточенный,позволяющий зрителю прочувствовать своеобразие национального мировосприятия.Кстати говоря,эта медитативность,искусно
подчеркнутая музыкальными ритмами,соответствует и глубинным основам самого киноискусства,его природы...Нет в этих фильмах и стремления ни приукрасить реальную жизнь,отлакировать картинку, ни наоборот,сгустить краски и любоваться язвами и пороками, которые отнюдь не скрываются.У нас же, к примеру,первым грешили в советские времена,вторым - некоторые молодые режиссеры сегодня,любители "сказок про темноту",которые чуть ли не со сладострастием копаются в грязи,не желая вылезать оттуда. 

                 И еще одно соображение: для мирового кинопроцесса сейчас наиболее интересны те кинематографии,которые поднимают общечеловеческие проблемы в рамках своей национальной культуры,своего мировосприятия,особенностей народной жизни.В этом основа стойкого интереса к иранскому,корейскому,таиландскому кино - этим интересен и турецкий кинематограф,сумевший сохранить национальное своеобразие.И пока это своеобразие сохраняется - не спадет и интерес к турецкому кино,в том числе и у российского зрителя.Мы уже запомнили новые для себя имена - Омер Кавур,Дервиш Заим,Йешим Устаоглу,Озер Кызылтан,Барыш Пирхасан. Но  увидим ли мы другие их фильмы?Остается лишь надеяться на продолжение столь полезного знакомства с турецким кинематографом. 

 

Владимир Кузьмин


Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Copyright © 2006-2017. ПФК. All rights reserved.