История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Три фильма петербургских режиссеров  

В середине мая в Петербурге состоялся очередной фестиваль "Виват кино России!"

Благодаря тому, что показ прошел в свое привычное время, появилась возможность увидеть новые отечественные фильмы. Как это ни прискорбно, но фестиваль, созданный в период разгрома советского кинопроката для показа нашей кинопродукции, остается актуальным именно в этом качестве, так как многие фильмы просто не добираются до экранов, оккупированных голливудскими боевиками. В этом году в программе "Вивата" можно было увидеть три новинки, достойные внимания - "Снегурочка" Дмитрия Светозарова, "Деточки" Дмитрия Астрахана и "Гагарин. Первый в космосе" Павла Пархоменко. Три фильма петербургских режиссеров очень разной твор- ческой судьбы. К сожалению, фильм Светозарова не отнесешь к большим удачам - и вполне вероятно - именно он не увидит большого экрана. С "Деточками" - другой случай. Г-н Астрахан, имя которого прочно ассоциируется с расплывчатым понятием "народного кино", вдруг обратился к острым проблемам современной действительности, как то - коррупция, педофилия и проч. Прикрываясь привычным жанром сказки, он, в отличие от большинства нынешних любителей "сказок про темноту", предлагает и свой рецепт лечения болезни. Когда я прямо спросил у режиссера, что же лично он считает необходимым делать в этой ситуации, ответ был молниеносным: "Резать!" Столь радикальная позиция автора и напугала прокатчиков, просто боящихся демонстрировать спорный фильм. Да, с такой лентой надо работать, он требует особого подхода, а наши кинотеатры давно отвыкли от этого.Впрочем, своего зрителя фильм непременно найдет - даже без большого проката. Третий фильм - полная противоположность двум первым. Продюсер Олег Капанец задумал фильм о Гагарине задолго до того, как нынешняя власть вспомнила о патриотизме. Но в прокат он вышел вслед за громогласно, под фанфары всех калибров захваленного фильма о Харламове. У независимого продюсера уже нет денег на рекламу, он просил 800 копий, ему обещали 500, но, кажется, и тех не дали. У фильма нет Михалкова за спиной, его не показывают президенту. А между тем, в отличие от того же "Харламова", он исторически правдив - и превосходит конкурента по всем художественным параметрам. Правда. появились уже явно заказные статейки безграмотных авторов, упрекающие создателей ленты в непрофессионализме... Так что бизнес у нас главнее патриотизма.

Предлагаем материалы об этих фильмах наших авторов. Надеемся вернуться и к "Снегурочке".

-- В.К.---

*****

Дмитрий Астрахан: «Снять этот фильм я считал долгом перед обществом»

Известный режиссер Дмитрий Астрахан снял провокационный фильм-сказку «Деточки» — про детей-сирот, мстящих наркоторговцам, педофилам и родителям-алкоголикам. И начал репетировать в ТЮЗе «Доходное место» по пьесе Островского. По его словам, это будет спектакль о коррупции.

— Дмитрий Хананович, на мой взгляд, у вас сейчас наметился новый тренд в творчестве, который условно можно назвать молодежным. Только что вышел новый фильм «Деточки», где поднимается один из самых больных вопросов российской жизни. И тут же вы ставите в детском театре вполне взрослую пьесу Островского «Доходное место».

— Это случайное совпадение. У меня возникла кинематографическая пауза, и мы начали переговоры о сотрудничестве с Адольфом Шапиро, которого я всегда очень ценил, еще в бытность его руководителем рижского ТЮЗа. Директор ТЮЗа Светлана Лаврецова с энтузиазмом отнеслась к такой перспективе, вот и родилась идея спектакля по пьесе Островского «Доходное место».

— Чем молодую аудиторию может захватить этот материал?

— Пафос пьесы вполне злободневный: по большому счету это ведь спектакль о коррупции, которая пронизывает все слои жизни, став ее нормой. Герой убежден, что без взяток прожить нельзя, кто не берет — тот трус или дурак. И общественное мнение не помеха. Вслушайтесь в текст: «У нас общественного мнения нет и быть не может. Не пойман — не вор, вот вам и все общественное мнение». Ничего не напоминает? Это ведь просто публицистика нового времени, закадровый текст из горячего телевизионного сюжета, а никакой не XIX век. Герои эпопеи «Оборонсервиса» тоже ведь не родились ворами и коррупционерами, с чего-то же начался этот путь «вверх по лестнице, ведущей вниз». Так что материал у нас — современнее не придумаешь, надо только насытить его живыми характерами, узнаваемыми персонажами и добротными режиссерскими идеями.

— Готовя эту постановку, вы будете экспериментировать, искать новый театральный язык?

— Мы решили, что не будем спектакль формально осовременивать, то есть уходить из времени, прописанного в пьесе. Говоря фигурально, в костюмы эпохи Островского мы оденем современных людей, соединенных живыми узнаваемыми отношениями. В спектакле занята и молодежь ТЮЗа, и признанные мастера. Главных героев играют молодые, но уже известные артисты Ваня Батарев и Алиса Золоткова.

— Имея опыт постановок в ТЮЗе, легко ли восстановили взаимопонимание с труппой?

— Я пришел в абсолютно родной мне коллектив. Все эти годы сохранял добрые отношения с артистами ТЮЗа, занятыми в нашем спектакле «Васька», который тепло принимал зритель. Здесь всегда была хорошая творческая атмосфера, которая и ныне не утеряна. А вот с молодыми артистами пришлось знакомиться. Кого-то я и прежде знал, но скорее понаслышке. Например, мама Алисы Золотковой у меня снималась, когда сама Алиса только поступала в Театральную академию. А сейчас это одна из ведущих молодых актрис Петербурга. Да и сам театр, если можно так выразиться, сохраняет высокую профессиональную форму. Здесь живая обстановка, ощущается хорошая рабочая энергетика.

— Близка ли вам театральная политика, которую осуществляет в ТЮЗе Адольф Шапиро?

— Отбирая артистов, я отсмотрел почти все новые тюзовские постановки, в том числе и успевшие собрать престижные театральные премии. Да, это другой театр, но он иным и быть не может при новом руководителе. Долгие годы существовал прекрасный Театр Корогодского, куда было не попасть. Но время изменилось, и хорошо, что сегодняшний ТЮЗ ищет свое место в этом времени, сохраняя прежние традиции и закладывая новые. Адольф Шапиро — театральный деятель с мировым именем, и нет никаких оснований сомневаться в его творческой дееспособности. Лично я в будущем ТЮЗа уверен. Мерило-то одно: интересный получился спектакль или нет, идет на него публика или игнорирует. В новый ТЮЗ публика ходит. И не только юная. А ведь легендарный театр Корогодского тем и был силен, что «покрывал» не только детскую аудиторию.

— Если «Доходное место» затрагивает болевую точку времени, то ваш новый фильм «Деточки» — настоящий удар по больному месту. Воспитанники детского дома днем ищут в интернете новости о плохих взрослых, а ночью надевают черные капюшоны и вершат правосудие. О картине много говорят и пишут, а выйдет ли она в широкий прокат?

— В некоторых городах далеко от Москвы она уже идет в кинотеатрах. А у больших прокатных сетей фильм вызывает настороженные чувства, которые я даже могу понять. «Деточки» способны расколоть зрительскую аудиторию на несколько непримиримых лагерей. Но где вы видели хоть один по-настоящему честно сделанный фильм или спектакль, который воспринимался бы всеми однозначно и на ура? Если спорят — значит, продукт стоящий. Это я не в качестве саморекламы говорю. Просто снять этот фильм я считал своим долгом перед обществом. И работая над ним, мы заранее шли на то, что у кого-то он, возможно, вызовет горячее понимание, а у кого-то — взрыв негодования. И уже сейчас видно, что картина никого не оставила равнодушными. Критических высказываний, кстати, гораздо меньше, чем слов поддержки.

— Вы уже говорили о том, что это вовсе не гонорарный проект, а гражданское высказывание. Какого отклика вы в принципе ждете от общества и власти?

— Мы хотели снять фильм-предостережение. Когда я прочел сценарий Олега Данилова, сразу понял: такой фильм нам сегодня нужен. Это была попытка, с одной стороны, честно рассказать о нашем времени, с другой — над ним все-таки несколько приподняться. Поэтому мы и выбрали жанр притчи, современной сказки.

— Какой из вопросов после просмотра картины, был самым неудобным?

— Нас спрашивали, нет ли у нас опасений, что кто-то возьмет за образец поведение наших героев и нечто подобное может случиться в реальности. Олег очень боялся писать этот сценарий, а я боялся его снимать. Но еще больше мы боимся того, что все это может произойти в жизни. Поэтому и хотим предупредить общество. Чтобы у нас не появились такие деточки «в реале», взрослые люди, каждый на своем месте, должны предпринять все возможное, чтобы из нашей жизни исчезло все то, что в фильме заставляет детей быть убийцами. Нам всем просто нужно стать лучше, честнее, порядочнее.

— Вы многодетный отец. Как дети оценили вашу новую работу?

— Конечно, моих детей вряд ли можно считать вполне объективными зрителями: все-таки они оценивали фильм своего папы. С другой стороны, я знаю, что, если бы им не понравилось кино, они не стали бы его смотреть несколько раз подряд. А они посмотрели.

ТАТЬЯНА ПОЗНЯК, "Новая газета"

*****

"Гагарин. Первый в космосе": легенда №1

Итак, полет Гагарина – второй общенациональный и даже общечеловеческий, цивилизационный, триумф – наконец-то на киноэкране.

Событие подлежит рассмотрению с нескольких сторон.

С "географической": мы отстали в кинематографическом освоении космоса от Голливуда навсегда, что следует признать и не пытаться в этом деле догнать и перегнать Америку. Разработанность космической темы у нас близка к нулевой. Не заглядывая в справочники, я смогла вспомнить "Укрощение огня" Даниила Храбровицкого (1972), "Космос как предчувствие" Алексея Учителя (2005), "Бумажного солдата" Алексея Германа-младшего (2008) и (мульт)фильмы про Алису Селезневу по книжкам Кира Булычева. При этом в работах Учителя и Германа космос не тема, а понятие – фон и атмосфера совсем других сюжетов.

Если посмотреть на проблему исторически, то ясно, почему так. Все было засекречено, в том числе, и связанное с судьбой Гагарина. Кое-какие обстоятельства открылись, однако полной определенности нет и теперь. В 1976-м фильм Бориса Григорьева по сценарию Юрия Нагибина "Так начиналась легенда" рассказал о детстве первого космонавта, но в сознании народа не зафиксировался. Дальше дело не пошло – то ли никто не рискнул, то ли "никому не рискнули": к национальным мифам тогда относились строго.

В новейшие времена препятствием стала воля жены и дочерей Гагарина – они долгие годы не соглашались на его кинобиографию. И даже на упоминание имени в контексте, который казался негативным: фильм "Внук Гагарина" Андрея Панина (дебют в режиссуре известного актера) и Тамары Владимирцевой про детдомовца-негритенка, который выдавал себя за потомка героя, в итоге переименован во "Внука космонавта" по их требованию.

Продюсер Олег Капанец ("Русский рэгтайм" и "Летние люди" Сергея Урсуляка, а также менее известные проекты и опыт копродукции с американскими коллегами) поставил себе целью сделать фильм о Гагарине несколько лет назад, рассчитав, что близится полувековой юбилей легендарного полета. На сайте его компании в новости еще от 1 сентября 2009-го говорится, что согласие семьи получено. Еще через год отмечено, что "Комитет по подготовке к проведению и празднованию в 2011 году 50-летия полета в космос Ю.А. Гагарина, возглавляемый Председателем Правительства РФ В.В. Путиным, поддержал инициативу Кинокомпании "Кремлин Филмз" по созданию полнометражного художественного фильма "Гагарин. Первый в космосе" и включил в План основных мероприятий".

Картину признали социально-значимой. Даже не знаю, ставить ли кавычки: рассуждать об искусстве с такого пригорка не пристало, но что поделать? Опять у нас времена правящей идеологии, и если вдруг порыв художника и встречный порыв народа с ней совпадает, то двусмысленности не избежать, как и в этом словосочетании. Пойди разбери нынче, когда кругом ложь, что действительно социально-значимо, а что спекуляция…

Однако фильм появился перед нами только сейчас. Во-первых, долго писали сценарий – постоянно утверждали его с семьей (об этом в прессе рассказывает и сам Капанец, и Елена Гагарина признается, что "мучила" продюсера). Во вторых, на проекте сменилось несколько режиссеров. В итоге им стал Павел Пархоменко. Даже в профессиональной среде не все знают, что этот выдающийся художник кино еще и режиссер.

В своем первом качестве он в кинематографе с 1988 года. Работал с Алексеем Балабановым ("Река", "Война", "Жмурки", "Мне не больно", "Груз 200", "Морфий"), с такими "противоположными" авторами, как Юрий Мамин, Сергей Снежкин, Кирилл Серебренников, Игорь Волошин, Юрий Грымов, Николай Досталь, да и с другими. Как режиссер Пархоменко стажировался на фильме Алексея Германа "Хрусталев, машину!". Дебютировал в режиссуре картиной "Танцуют все!" (2005) – это был полу-мюзикл про знаменитую лиговскую шпану 50-х. Поразил смачностью фактуры во всех смыслах и постановочно-монтажной ловкостью в ретроспективных сценах, сравнимых с лучшими, в том числе, американскими, образцами музыкального жанра в кино; Пархоменко был и художником того фильма.

К сожалению, эпизоды из современной жизни удались гораздо меньше; в целом "Танцуют все!", получив спецприз жюри "за создание атмосферы в организованном пространстве" (надо упомянуть и оператора Владислава Гурчина) на выборгском фестивале "Окно в Европу", до проката, кажется, не добралась.

Все это нелишне знать потому, что на "гагаринском" проекте Павел Пархоменко тоже был сначала художником, а затем продюсер Капанец счастливым образом догадался отдать ему постановку. Мне трудно судить, насколько Пархоменко был свободен в своих решениях и в монтаже на этом, безусловно, продюсерском проекте, но не заметить его почерк невозможно. Буду считать, что в данном случае воля продюсера и режиссера сложились вполне гармонично.

В авторах сценария значатся Капанец, известный писатель Андрей Дмитриев (теперь уж лауреат "Русского Букера"-2012 за роман "Крестьянин и тинейджер") и Пархоменко. Поскольку финал истории всем известен, а главный герой должен быть стопроцентно героическим (истинная народная любовь плюс зоркое око семьи), то авторам пришлось потрудиться, чтобы достичь настоящего драматургического напряжения. Публику надо заставить сопереживать, но как это сделать в условиях заведомой стерильности персонажа?

То есть, требовалось доставить зрителю не только знаменитую улыбку (Гагарин – не Харламов, портретное сходство необходимо) и немедленный "глоток" харизмы, но и комплект препятствий, которые преодолевает герой. Выбор Ярослава Жалнина (1986 года рождения) – артиста, который снимался в фильмах и сериалах уже два с лишним десятка раз, но узнаваемым может стать только теперь – и правильная с ним работа (гримера, оператора, режиссера) обеспечили первые два параметра достаточно успешно. Резиновой маски, как для Высоцкого, не понадобилось, к счастью. А харизму создали профессиональными способами.

Строительными материалами образа, кроме внешности, стали бесконечные тренировки на преодоление себя (сопоставимо с усилиями юного Харламова, но более достоверные) и соперничество с Германом Титовым. Титов очень хотел полететь первым. Из этого факта строятся их взаимоотношения (а также линия выбора командованием потенциального объекта всемирного обожания – или потенциальной жертвы науки). Получается предельно деликатный, акварелькой, ответ Гагарина на предчувствия и зависть Титова – перед нами же вовсе не психологическая драма, а в наивысшей степени комплиментарное жизнеописание. Конечно, имеется и лирическая его часть: Гагарин – нежный ухажер и примерный семьянин.

Есть и коллизия "отец и сын". Даже двойная. Родной папаша не хочет отпускать Юру из деревни учиться: мол, пригодишься и дома. Судьбоносный разговор по-голливудски метафоричен, однако Виктор Проскурин в роли Алексея Гагарина неузнаваем и достоверен. Если бы не так сильно напирали на то, что отец – плотник (общий пунктир сегодняшней "божественной" темы, к счастью, не стал красной нитью), – меньше было бы поводов думать о госзаказе.

Но еще более метафоричен образ "отца" второго – главного конструктора Сергея Палыча Королева. Он как раз всецело верит в Гагарина и мучается, "посылая сына" (это цитата) в неизвестность. Михаил Филиппов не выламывается из картины подобно Олегу Меньшикову в роли тренера Тарасова; еще назову Надежду Маркину (мать Гагарина), Владимира Стеклова (Каманин), Ингу Оболдину (врач). Остальные неразличимы.

А системообразующим фактором фильма стала его продолжительность – 108 минут. Ровно столько, сколько длился полет. Не знаю, кто конкретно это придумал, но получилось очень верно психологически: как мы знаем из литературы и мемуаров, в момент, чреватый гибелью, человек вспоминает всю свою жизнь. И вот Гагарин, сидя в ракете в ожидании старта, в многочисленных флэшбэках вспоминает, как он тут оказался. Ход безупречный, исполнено чисто. Предфинал – нервный эпизод приземления – в этом смысле просто находка. Не хочу рассказывать, скажу лишь, что он отсылает к самому раннему воспоминанию: точно и впечатляюще.

Третье, рядом с актером и композицией, и не менее важное – сама фактура фильма. Художнический опыт Пархоменко плюс его стажировка у Германа, перфекциониста в достижении исторической и эмоциональной подлинности, позволили создать безупречный ретро-фильм. Как по изображению, так и по фонограмме, в которой сплетены разные "махну серебряным тебе крылом" с оригинальной музыкой Георгия Каллиса (уроженец Кипра, живет в Лос-Анджелесе) – такой, как требуется привычным голливудским фильмам про космическую удаль, но без "чужих".

В "картинке" ощущение подлинности создано простыми, но действенными способами: некоторые кадры просто копируют композицию известнейших фотографий, "оживляя" их, а повышенная зернистость изображения симулирует старую хронику. Оператор Антон Антонов вместе Павлом Пархоменко как художником прекрасно поработали и с цветом: общий тон картины – как на вкладышах-репродукциях старого "Огонька". А уж контраст синего (летчицкая форма), красного (огонь) и желтого (земля) выше всяких похвал.

Удивительно, что даже космические компьютерные пространства не напоминают ни о каких "Звездных войнах". Вообще, нас, привычных к эстетике как минимум "Соляриса", изумляет доморощенность всей технической части. Дизайна в нынешнем понимании слова – ноль; все эти ручки, тумблеры, датчики создают впечатление почти пепелаца. Непонятно, как можно было покорять космос на такой простецкой с виду технике. И это прекрасно работает на смысл – ведь еще полстолетия назад всерьез опасались, что психика человека не справится с видом Земли в иллюминаторе, а разум – с отсутствием силы тяжести. Не говоря уж о перегрузках и возможных отказах оборудования.

Советскость фильма поддержана, кроме лиц и антуража, общей наивностью и положительностью происходящего, свойственными соцреализму. И такими же диалогами. Вот первая реплика Королева тем, кто готовит полет: "Честность прежде всего. От вас зависит, войдем ли мы завтра в новую эру". Комментарии, полагаю, излишни.

Все вместе как нельзя лучше отвечает духу эпохи нынешней – запросу на патриотизм как верхов, так и низов. Кассовые сборы все той же "Легенды №17", от сравнения с которой никуда не деться, показали настоящую неутоленную жажду народонаселения в прекрасном прошлом, чтобы подкрасить им настоящее. Про эксплуатацию этой жажды верхами тоже особо распространяться не стану, всем все ясно. Достаточно сказать, что велено делать фильм про Льва Яшина – и, несмотря на протесты его жены, работа начата…

Подведу итог. Признаемся себе: человек в космосе – это сильнее и важнее, чем человек с клюшкой на льду: гибель тут всерьез, и не отыграешься. Полмира еще помнит те апрельские дни, не говоря уж о живых Терешковой, Леонове, Гречко и других космонавтах. Снять фильм о Гагарине – смело и ответственно: это больше, чем кино, это работа с памятью и мифом, уж простите высокий слог. Авторы, что очевидно, искали способ конструирования нового российского биографического фильма: при всех понятных условиях игры старались уйти от простецкого шлягера "Знаете, каким он парнем был…", сделали ставку на осмысленное ретро, отвергли всяческую современную лихость, но в ряде эпизодов достигли настоящего, именно сегодняшнего, драматизма.

Мне хочется, чтобы их фильм полюбился народу.

Ольга Шервуд

Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.