История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  У разбитого корыта. К итогам киногода.  

Ну вот, и все. Отзаседались, наговорились, напринимались "судьбоносных" решений, наотчитались об их принятии. А на выходе получили - пшик. Лопнул мыльный пузырь, надутый с таким рвением. А когда протерли глазки, - не поверили самим себе. Стали лихорадочно подсчитывать доходы и расходы, ужаснулись  - и пошли указывать пальцами один на другого в поисках самого виноватого, не желая признать очевидный факт, что виноваты все.

Дело в том, что только что закончившийся год принес для отечественного кинематографа катастрофический результат. Оставим в стороне финансовые показатели - это дело бухгалтеров. Поговорим о творческой стороне вопроса. И прежде всего попытаемся честно ответить себе на простой вопрос: какими фильмами войдет в киноисторию 2015-й год? Что останется в памяти зрителей, что они захотят пересмотреть через год-два? А это самый верный показатель успеха. Пресловутый "Левиафан"? Да покажите мне сегодня того чудака на букву "м", который захочет смотреть это снова и снова. Бесконечную череду убогих комедий, соревнующихся в особенностях дебильности своих  героев, сыплящих плоскими шутками, не способных "уйти в народ"? Наш наисурьёзнейший "артхауз", вгоняющий в дикую тоску на третьей минуте? Все эти фильмы различаются лишь одним, а именностепенью концетрации пошлости на квадратный метр киноэкрана.

В результате - нам не наскребсти и пятерку достойных фильмов отечественного производства для включения в список голосования по итогам прошедшего года. Это самый худший показатель за последние 12 лет - с тех пор, как наша Федерация кинопрессы проводит подведение итогов года. В эти списки включались все фильмы Алексея Балабанова, но теперь его нет. Включались игровые и документальные работы А.Сокурова, но в этом году он выпустил весьма невнятную "Франкофонию", после просмотра которой остались лишь вопросы без ответов. Впрочем, этот фильм, как и новую ленту А.Миндадзе, обещают выпустить в мартовский кинопрокат - тогда о них и поговорим. Большую надежду возлагались на С.Лозницу, но он отныне не считает себя участником российского кинопроцесса, отказываясь даже лично представлять свои работы. Те, кто видели "Майдан",вероятно, были немало удивлены той непрекрыто однобокой позицией, с которой он смонтирован. Продолжая демонстрировать свою "объективность" без авторского комментирования событий, режиссер позволяет себе манипулировать материалом, не включая в фильм то, что ему не нравится. К примеру, сцены массовой истерии под вопли "кто не скачет, тот москаль", не говоря уже о более неприглядных картинок с площади, памятных по телетрансляциям. Авторы двух последних честных российских фильмов - Юрий Быков с "Дураком" и Наталья Мещанинова с "Комбинатом "Надежда". Последний фильм, скорее всего, намертво положен " на полку", тогда как его автор продолжает заниматься неигровым кино и сериалами. Ю.Быков поначалу анонсировал проект фильма о событиях на Донбассе, но потом отказался от него под тем предлогом, что не хочет показаться необъективным в освещении этой темы. Странная позиция  для русского режиссера, опасающегося стать "нерукопожатным", если не проявит столько же "объективности" как и его зарубежный коллега С.Лозница. Конечно, гораздо спокойнее снимать проходные сериалы с бородатым артистом Хабенским, что способно само по себе вызвать ужас. А затем громоздить очередной "блокбастер" про космических первопроходцев, который забудется уже на следующий день после выхода.

Кто же нынче способен двигать отечественный кинематограф вперед, к новым вершинам? Где же любимцы нашего главного киносмотра - "Кинотавра", те самые "новые тихие", показавшиеся нам затем "новыми злыми"? Почему один из них снимает фильм на английском языке про польскую монахиню-католичку, путешествующую по Тибету? Почему другой, будучи грузином, снимает драму на сербском языке про сербского генерала, скрывающегося от трибунала в Гааге? Хотя, в этом случае, Б.Бакурадзе удалось  отойти от российских реалий, видящихся ему в исключительно мрачных тонах - и снять действительно внятную и достоверную картину. Н.Хомерики,завершив очередной сериал, приступает к съемкам еще одного блокбастера под названием "Ледокол". Ему уже не до "сказок про темноту" - и то неплохо. Б.Хлебников, покончивший, как мы и предсказывали со своим героем в "Долгой счастливой жизни", после долгого перерыва занят комедийным сериалом. Основной сценарист всей когорты "новых тихих" А.Родионов, специалист по "сказкам про темноту", зачем-то обратился к советской классике (сказки кончились?) и "творчески" переработал " пьесу Вампилова, а солидный режиссер Прошкин снял по ней "Райские кущи". Замечательную зрительскую рецензию на фильм опубликовал сайт "Кинопоиск": "Основной вопрос...-  зачем это было снято?.. Знаете, есть поговорка: свинья всегда найдет себе грязную лужу. Вот именно этим и занимаются, на мой взгляд, наши режиссеры". Звучит как приговор, но это - точный диагноз. Нынче Родионов предлагает сценарий в жанре фэнтези для детей. А.Попогребский, не снимающий уже пять лет (7-минутная короткометражка не в счет), написал сценарий   дорогостоящего фантастического боевика, выход которого планирует через пару лет. На "Кинотавре" прошлого года победила лента Анны Меликян "Про любовь", стандартная комедия в новеллах. Еще одна премированная там комедия, "Страна Оз", залила экраны под восторги требовательной критики зловонными фекалиями, что и явилось закономерным концом так называемого поколения "Кинотавра". Похоже, у всех этих господ оказалось очень короткое дыхание. Следующий проект В.Сигарева, у которого "нет проблем с мыслями" - хоррор про зомби. Так что носовыми платками уже не обойтись - запасайтесь заранее кулечками для "рвотных масс".

Что же "год грядущий нам готовит"? Опубликован список "20-ти самых ожидаемых фильмов 2016 года". В нем, помимо уже упомянутых проектов, "Ученик" К.Серебренникова по немецкой пьесе - "об опасности клерикализма", "Контрибуция" С.Снежкина по историческому детективу Л.Юзефовича, "Исповедь задрота" К.Шипенко по популярному интернет-роману, фильм-катастрофа "Экипаж" Н.Лебедева, триллер "Дама Пик" П.Лунгина - почти по Пушкину, "Крылья" - про вампиров в Москве от литовского режиссера, костюмная драма "Дуэлянт" от еще одного птенца "Кинотавра" А.Мизгирева, еще более костюмная "Матильда" А.Учителя, "масштабное историческое кино" "Викинг" А.Кравчука, сразу два не менее масштабных проекта мастера на все руки С.Андреасяна и проч. Почти все эти проекты получили поддержку Фонда кино. Таким образом, коммерческое кино, спонсируемое государством, победило кино авторское, которого просто не стало. Более того, проект полного возврата кредитуемых на постановку финансов, приостановлен до лучших времен.   Государство убедилось, что прибыли от нашего кино ждать не приходится. И потому вдруг объявило "Год российского кино", толку от которого будет не больше, чем от прошедшего "года литературы". В прошлом году в связи с памятной датой вышли хотя бы несколько военных фильмов среднего качества, в новом нас ожидает сплошная коммерция. Возможно, исключениями могут стать "Довлатов" А.Германа и "В Кейптаунском порту" А.Велединского, если они выйдут в этом году... В наших обзорах уже не раз говорилось, что единственным спасением для отечественного кинематографа стала бы общая идея, воспринятая всем обществом. Но, похоже, родить такую идею уже некому. Пустыня. Полное одичание. При окончательной деградации старшего поколения - из тех, кого именовали интеллигенцией. Даже весьма осторожное обращение к Президенту на последнем совещании по вопросам культуры - с предложением разработать единую культурную политику государства - вызвало ответный вопрос: а не будет  ли протестов со стороны  суровой   общественности о нарушении их неприкосновенных прав? Вечный вопрос русской жизни: "Ах! Боже мой! что будет говорить княгиня Марья Алексевна?"                                                                                                                                   

-- В.К. --

P.S. Тем временем по телевизору в тысячный раз показывают "Брата" Балабанова. И  каждый раз щемит сердце на финальных сценах прощания Данилы Багрова с Питером.

Ну кто может сейчас снять такое?...  

Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2018. ПФК. All rights reserved.