История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Открываем занавес  

В разгаре 29-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи, конкурс которого разделился в этом году на «взрослый» и дебютный. О том, что было лучшего и в той и в другой программе, я расскажу в итоговой статье и поделюсь решением жюри, а сейчас – первые впечатления.

Весьма своеобразный режиссёр Алексей Федорченко, любимец отечественных и международных кинофестивалей («Первые на Луне», «Овсянки», «Ангелы революции» и др.), открыл основной конкурс фильмом «Война Анны». Это душераздирающая история выживания шестилетней еврейской девочки Анны, чью семью расстреливают нацисты. Но Анна спаслась, мать прикрыла её своим телом. Роль девочки исполняет Марта Козлова, собственно, весь фильм будет держаться на ней.

Действие разворачивается на Полтавщине в 1941 году. Местные жители, до которых добирается девочка, обувают, одевают её и… отводят в комендатуру. В свои 6 лет она понимает, что ничего хорошего там, где раздаётся немецкая речь, её не ждёт. В какой-то момент, ускользнув от полицая, она обнаруживает неиспользуемый камин, в котором спрячется на многие месяцы. Её документальный прототип так продержалась в немецкой комендатуре 2 года до прихода освободителей. Но Федорченко не делает документалистику. Ему не важно, сколько конкретных дней проживёт в своём каминном гнезде Анна. Ему важно проследить, как выживает человек и при этом не превращается в зверёныша.

Измождённая, чумазая, но сильная духом,  хотя временами переживающая муки отчаяния, Анна постепенно «налаживает» свой быт. Находит мышеловку и заполучает мышь. На чердаке разделанную мышь бросает птицам и ловит одну, ощипывает. В кабинете химии находит спирт и спички и т.д. Короче, трапеза готова. А пьяные полуголые фрицы, водящие какой-то языческий хоровод из комнаты в комнату, вообще не заметят девочку.

Интересно, найдётся ли кто из актрис, кто «переиграет» Марту Козлову в номинации «Лучшая женская роль»?

Свою войну ведёт и странный герой Мирослав из фильма Дениса Шабаева «Мира». Выходец из Чехословакии, имеющий армейский опыт пулемётного стрелка, он эмигрирует в Великобританию и там занимается случайными заработками. При этом ведёт общение по Skype с девушкой из Донбасса. В какой-то момент он решает приехать туда – ему в королевстве скучно. Но девушка не намерена заводить с ним более близкие отношения, чем по Сети. Небритый, с ввалившимися недобрыми глазами, полуседой Мирослав малоаппетитен. Но из него прёт удивительная энергия. Он сколачивает группу и начинает назло идеологии десоветизации, господствующей за границами ДНР и ЛНР, восстанавливать советские памятники, в первую очередь Ленину

Снятые документально, эти кадры иногда даже занятны. Например, Ленин, читающий книжку девочке, сидящей у него на коленях. Практически облупившийся, на наших глазах он обретает своё жуткое сказочное обаяние. В какой-то момент Мирослав осознаёт, что с «русским миром» пора завязывать, разбивает один из отреставрированных бюстов Ленина и отваливает обратно в свою Великобританию работать грузчиком.

Если Анна метафизически побеждает в войне с врагом, убившим её семью, то Мира, даже занимающийся созидательной деятельностью – это находка для валькирий. Фильм попытался вглядеться в лицо их жертвы и вызвал ощущение тревоги.

В фильме «Временные трудности»  Михаила Расходникова тоже идёт война, только это война отца (Иван Охлобыстин) с собственным сыном (Илья Рязанов, Риналь Мухаметов). Мальчик в семье бригадира сталелитейного цеха Ковалёва рождается с ДЦП, Саша не может передвигаться самостоятельно. Но отец требует от него поведения здорового мальчика, считая его болезнь «временной трудностью». По мере взросления гнёт усиливается. Отец разбивает фирменную коляску, Саша ковыляет на костылях. Не успевает вынести ведро с мусором к сборочной машине – мусор оказывается на кровати мальчика. Жена только что-то скулит. В параллельном монтаже мы видим сталелитейный цех, где льются, в огне исчезая и из огня же появляясь, куски металла. Пламя отражается в мрачных глазах героя Охлобыстина адскими языками. Он суров с подчинёнными, а дома просто жесток. Он не разрешает записать 7-летнего Сашу в школу для детей с инвалидностью. А в обычной школе он, беспомощный, становится предметом для изощрённых издевательств.

И тут Сашу разбивает паралич. Родители везут его к шаманам, а на обратном пути Саша просится «по-маленькому». Тогда злобный отец берёт его в охапку и относит в тайгу со словами: до дома 100 км – доползёшь. Будет ещё ночь в тайге, топорик, забранный у отца, и медведь, на которого наш калека, вдруг поднявшись на ноги, замахнётся этим топориком и заорёт, напугав животное до смерти. Так он избавится от врождённой болезни и встанет на ноги…

Думаю, несмотря на все свои «нестыковки», этот фильм зрителя соберёт, потому что в нём есть исступлённая воля к жизни, витальный драйв, зрелищность, интересные актёрские работы. Ну а сюжетные нелепости, так кто на них обратит внимание, если взбудоражены чувства и затронуты основные инстинкты?

 

Сергей Шолохов, "Аргументы недели"

Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2018. ПФК. All rights reserved.