История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Серебренников поймал волну  

Фильм Кирилла Серебренникова «Лето», посвящённый ленинградскому рок-движению начала 1980-х годов, был показан на Каннском фестивале и сразу вышел в прокат. Где и держится до сих пор, вызывая стойкую симпатию аудитории. Серебренников «поймал волну» и снял хороший фильм о прекрасных людях, одушевлённый романтическим пафосом. Чего на свете не бывает!

Кстати сказать, у меня нет сомнений в авторстве Серебренникова: он выбрал этот сюжет, участвовал в сочинении сценария (вместе с М. Идовым и Л. Идовой), собрал группу артистов, провёл значительную часть съёмок. Ну а прочее в мире высоких технологий доступно и без физического присутствия. Кроме того, все фильмы режиссёра тоже были о судьбе молодых людей («Изображая жертву», «Юрьев день», «Измена», «Ученик»). Это его тема, просто было не совсем понятно, для чего эти картины сняты. Причину перемены режиссёрского не только стиля, но и мировоззрения я усматриваю в чувствительности Серебренникова к «духу времени». Снимал о современности – был, как положено, мизантропом и ёрником. Погрузился в начало 1980-х годов, в атмосферу искренности, чистоты и бескорыстия – и заразился!

Между прочим, если вернуться к спорам о «Садовом кольце», молодому режиссёру А. Смирнову не лишним было бы внимательно изучить «Лето», чтобы понять, что такое профессионализм в кино. Понаблюдать, как работает камера   Владислава Опельянца, маскирующая под репортажную съёмку изысканнейшие виртуознейшие кадры. Восхититься вкусом художника Андрея Понкратова (я ещё в «Дуэлянте» ему удивлялась), воскресившего непарадный, обшарпанный и невыразимо прелестный Ленинград 80-х. Посмотреть, как потрудилась легенда «Ленфильма» художник-гримёр Тамара Фрид – ни одного прокола в стилизации времени, снайперская точность... Ну и основное: с людьми, показанными в фильме, хочется проводить время. Они замечательно интересны.

Обычная тусовка на берегу Финского залива. Могла такая быть и сейчас? Да вот нет, не могла. Какая ж сейчас может быть молодёжная тусовка без смартфонов. А эти откровенно стеснённые в средствах юноши и девушки жадно внимательны друг к другу. Бутылки с какой-то дрянью, гитары. И вот один юноша с гитарой по имени Витя трепещет – что скажет о его бесхитростных песенках другой парень с гитарой, по имени Майк.

Виктор Цой (Тео Ю) – образ хорошо нарисованный, но скорее декоративный. А вот Майк Науменко (Роман Билык, он же Рома Зверь) – большая полновесная удача. В нём есть то, чего не хватает в реконструированном Цое, – огромная внутренняя сила таланта, которая задрапирована интеллигентной мягкостью, даже деликатностью повадки. Стоит порадоваться за Майка: среди ярчайших талантов рок-движения 1980-х, он хоть и прозвучал, но был как-то ими приглушён, отодвинут на второй план, стадионов не собирал. И вот спустя эпохи и эры всётаки стал вознаграждён.

Основная ситуация – жена Майка Наташа (Ирина Старшенбаум) увлекается Цоем (фактически измены не было, но духовно, конечно, была) – реальна. Непосредственные свидетели событий тех лет это подтверждают. Скажем, писатель Павел Крусанов, в те годы увлекавшийся роком и близко знакомый со всеми прототипами «Лета», диагностирует так: «Не надо смотреть на этот фильм как на историческую реконструкцию – это атмосферная фантазия. Во многом точная. Если по мелочам, то самое скребущее слух – это речь Майка. Он всё-таки лидер группы, мог изъясняться твёрдо. Ну и комсомольцы в рок-клубе, конечно, по рядам не метались. Но атмосфера верная – адюльтер на грани, так и не свершившийся. И, в общем, актёры хорошо подобраны... Гораздо лучше «Довлатова»...

Но вот что мне кажется главным в картине «Лето». Её герои – скромные советские парни и девчата. Они обитают в коммуналках, впихиваются в переполненные троллейбусы, пьют ужасное вино, их песенки – голимая и подражательная самодеятельность. Но эти лохматые или кошмарно подстриженные люди, щеголяющие в каких-то комических обносках, живущие мимо денег, – они благородны, как какие-нибудь лорды, они настоящие аристократы. Их душевные движения изящны и элегантны. Они возвышенны, их чувства утончённы, они лишены тени пошлости, призрака вульгарности. Страдающий от душевной измены своей жены Майк не упрекнёт её ни словом, а вежливо самоустранится. А Витя не возьмёт того, что ему откровенно предлагают, потому что это ведь жена друга... Два ленинградских принца соревнуются в благородстве! И на сцену они идут, как в бой, – чтобы заявить «важное своё», только своё, пусть наивное, но предельно искреннее и естественное. И если даже на своём излёте СССР порождал таких людей – он оправдан. При всех идеологических глупостях, при дурацких запретах – оправдан. Причём с неожиданной стороны – со стороны контркультуры, отчаянно влюблённой в «другие берега». Да, влюблены были в иное, а выращеныто здесь! Способность «советского монастыря» порождать духовные взлёты должна быть признана очевидной.

Молодые зрители «Лета» очарованы атмосферой бескорыстного творчества и душевного благородства героев. Как ни смейся над выражением «падение нравов» – оно есть плачевный факт, и самое ужасное в нём – пошлость и корысть в отношениях людей. Оттого и песенок хороших нет, закрыта мелодическая лавочка, и небеса, может, и шлют звуки на землю – да не пробиваются они сквозь слой грязи. А эти самодельные советские юноши в лохмотьях – они ещё что-то слышали...

В «Лете», добавлю напоследок, много забавного, остроумно использованы приёмы «параллельного кино» тех лет (тоже голимая и прелестная самодеятельность с раскрашиванием и царапанием плёнки) – правда, с перебором. Вставные клипы не всегда уместны, совсем неуместен мечущийся по картине «гость из будущего», бросающий героям какие-то реплики. А без дежурной Ахеджаковой в обычной роли растерянной старушки можно было бы и вовсе обойтись. Думаю, фильм бы только выиграл от сокращения минут на 25–30. Но поскольку многие наши фильмы выиграли бы от сокращения целиком, это, согласитесь, мелочные придирки

Татьяна Москвина, "Аргументы недели"

Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.